2

Обзор Vampyr: возрождение целого жанра

Обзор Vampyr: возрождение целого жанра
Фэнтези, sci-fi, постапокалипсис, киберпанк - в вампирском жанре настолько редко выходят хоть какие-то крупные новинки, что мы уже и забыли о его существовании. Тем не менее, где-то в тенях он живёт и здравствует, словно бессмертный древний кровопийца. Поэтому знакомьтесь: доктор Рид, военный доктор и новоиспечённый вампЮр. Однозначно лучшее, что вы встречали в рамках обозначенного жанра со времён легендарной Vampire: The Masquerade - Bloodlines.

Горы сражённых “испанкой” и восхитительное моральное болото

Лондон, 1918-й год. Джонатан Рид, известный военный хирург, возвращается в родной город с полей боя во Франции. Но вместо мирной жизни доктор сталкивается с новым страшным врагом. Немцев с их пушками и пулемётами хотя бы видно, а коварная influenza (испанский грипп) косит лондонцев налево и направо невидимой рукой, похлеще чем любой цеппелин-бомбардировщик.

Наш герой становится жертвой странного нападения: казалось бы, летальный исход… но через некоторое время добрый доктор приходит в себя в куче несчастных сограждан, сражённых “испанкой”. Жуткая, странная жажда, чужие голоса в голове, всё как будто-бы в сером тумане. Первая встречная живая душа - у неё можно спросить, что произошло, вот только сначала… выпить совсем капельку крови.

Капелькой дело не ограничивается. Бездыханное тело падает на землю, основная потребность удовлетворена, к мистеру Риду возвращается подобие рассудка - и тут он осознаёт, ЧТО и с КЕМ он сотворил. В этот момент понимаешь: если игра с самого начала тычет лицом в ТАКОЙ факт, далее моральный выбор будет - мама не горюй.

Вечная Жажда без пошлых survival-таймеров

Памятник при жизни надо ставить разработчикам за то, как они реализовали в игре вампирскую Вечную Жажду. Создатели ARK, Conan или Metal Gear Survive не задумываясь бы прикрутили идиотский таймер: пей, мол, кровушку каждые 30 секунд, а то Game Over. В Vampyr всё куда более изящно: вы сами, вы, игрок, а не ваш персонаж, захотите испить бодрящего гемоглобина.

Сделано это следующим образом: за убийство врагов дают крайне мало опыта, за выполнение квестов - чуть побольше, но всё равно с гулькин хвост. Настоящие бочки с экспой - только мирные граждане, NPC. Полторы, три тысячи ХР за полное осушение - больше в игре вы нигде таких астрономических чисел не увидите.

Ну а теперь - самое интересное. Надо вам, скажем, по основному квесту в следующую локацию, а там все монстры сразу аж на 6 левелов круче вас. Это значит, что вокруг простого моба надо плясать минут пять (с возможностью самому загнуться от двух ударов), а о боссах можно напрочь забыть. Получается, что необходимо кого-то “выпить” в предыдущем квартале, дабы прокачаться. Тут начинаются душевные терзания вместе с угрызениями ярёмных вен. И совести.

...а как же клятва Гиппократа?

Доктор Рид - замечательный персонаж. Безукоризненный британский джентльмен, дававший клятву Гиппократа, превращается в кровопийцу, терзаемого жаждой. Лишь в качестве большого исключения игра подкидывает вам очевидные случаи, вроде насквозь плохого NPC-босса уличной банды грабителей: такого гада и выпить не грех.

Однако в основном вы будете плавать в замечательном сером болоте морального выбора - кем бы закусить? Молодой человек-суицидник, цитирующий Бодлера? Нет, жалко. Ветеран, пострадавший на войне? Да вы что, как можно: доктор сам верой и правдой служил в окопах Франции! Я в конце концов выбрал некоего назойливого святого отца, но прекрасно понимаю, что для некоторых и такая опция может оказаться недопустимой.

Главное - не сожрите слишком много благодетелей коммуны. В игре действует отличная система: каждый день (когда вы ложитесь спать и распределяете экспу) продвигает события вперёд, и если благодетели, на которых всё держалось, мертвы, квартал погрузится в хаос. С другой стороны, это некий своеобразный плюс: в Vampyr, в отличие от того же Mass Effect, можно убить даже самых добрых квест-гиверов.

Кстати, при всём этом клятва Гиппократа - в силе: доктор Рид не только калечит, но и лечит. Любое лечение повышает качество крови. Врачуете добряка - условный (то есть по жизни, не внутриигровой) плюс к карме и немного экспы. Подлечили негодяя? О, да это же целая бочка свежей и чистой кровушки, ХР от такой куда больше. Овладеваете сознанием морального урода, и как в детском стишке про Муху-Цокотуху - “в укромный уголок поволок”. Осушать.

Здоровая порция Bloodborne в довесок ко всему великолепию

Обратите внимание, пока что я рассказываю о Vampyr по большей части как о квесте в стиле того же Detroit, но это не так. Ибо ко всему вышеописанному прикручена ещё и полноценная боёвка а-ля Bloodborne, и RPG-система. Почему именно Bloodborne, а не Dark Souls? Кровь и огнестрельное оружие (револьверы и дробовики) играют огромную роль.

Конечно, в Vampyr всё не так сложно, как в творении From Software: при желании систему можно нае…, простите, обмануть. Я, например, сделал гениальный билд: вся прокачка ушла в кровавое копьё (по сути, магический выстрел), хирургический нож (пополняет запасы крови без необходимости укуса - мистер Рид незаметно облизывает лезвие?) и стамину. Можно бесконечно “танцевать” вокруг супостатов, обстреливать их кровью (их же собственной), и лечиться за счёт неё же: необходимость учить тайминги собственного мили-оружия и постигать телеграфирование вражеских атак отпадает.

Прелесть боевой системы Vampyr не только в её внушительной гибкости, но и во влиянии на квесты. Сейчас объясню. Вы же наверняка видели на ютубе ролики, в которых отцы Dark Souls проходят игру “бесправным” (или как там этот класс по-русски?) в одной набедренной повязке, и успешно валят финального босса голыми руками, ни разу не прокачавшись душами? Так вот, для таких вундеркиндов не составит труда добиться идеальной концовки Vampyr, сделав из доктора Рида святошу, который и не подумает укусить хотя бы одного NPC.

Лондон, хэллоу, я здесь свой

Атмосфера, атмосфера и ещё раз атмосфера. Блеклый свет газовых фонарей, затхлая Темза, заколоченные дома с трупами жертв инфлюэнцы (очень напоминает чумные пейзажи Dishonored, только без малейшего налёта мультяшности), отчаянные вопли полудиких вампиров, тягучая музыка, в которой преобладают контрабасы и виолончели - всё это сложно передать словами, но в целом картина получается такая, как надо. Ранняя эпоха индустриализации, готика, нищета - в общем, вы дома, дорогие любители декаданса, надевайте обгрызенные и обгаженные крысами белые тапочки.

Да, порой чувствуется 2А-бюджет: лица, мягко говоря, не дотягивают до Detroit, сундуки и прочие контейнеры открываются ровно в 2 кадра (крышка полностью закрыта - крышка полностью открыта), некоторые элементы меню и интерфейса пришли прямиком из 2011-го года - но на то он и 2А бюджет. Dontnod тратили ограниченный денежный ресурс на саму игру, а не на всякие финтифлюшки.

Страшно подумать (страшно - в хорошем смысле слова), что талантливые французы могли бы сотворить с бюджетом хотя бы той же Mass Effect Andromeda. Может, китайский Tencent даст студии 100 миллионов баксов на Vampyr 2? Получится такой шедевр, с которым уже мало кто сможет потягаться.

+ Хитросплетения морального выбора и RPG-прокачки. Вы либо святоша-нуб, либо бессердечный (и крайне мощный) убийца, “выпивший” даже самых добрых NPC
+ Блестящий основной квест и побочные задания, на уровне творчества Quantic Dream
+ Гибкая боёвка а-ля Bloodborne с “лазейками” для тех, кто не желает заморачиваться

- Разработчики боролись за события, а не за площадь, но Лондон немного тесноват
- В некоторых лицах чувствуется 2А-бюджет
- Часть интерфейса из 2011-го года (привет ещё раз, 2А-бюджет)

Оценка: 9 из 10

Также по теме