0

Чем чревата отмена цензуры в Steam

Чем чревата отмена цензуры в Steam
Запомните этот исторический день, отметьте его на скрижалях памяти: отныне в Steam не будет цензуры. Практически. “В магазине Steam будут содержаться такие вещи, которые вы ненавидите, и считаете, что они не имеют права на существование” - это официальная цитата Valve. То есть теперь на площадке компании можно всё, если это “не является полностью нелегальным, или же откровенным троллингом” (ещё одна цитата).

Официальное заявление команды Габена связано с недавним скандалом по поводу симулятора стрельбы в школе. Для США это крайне болезненная проблема: с приходом к власти Трампа общий уровень психоза в Штатах ощутимо подскочил, количество массакров с применением огнестрельного оружия резко выросло. Бывают случаи вроде фестиваля кантри-музыки в Лас-Вегасе, но в основном стрельба происходит в учебных заведениях.

В общем, настоящая мозоль, и конечно же некий тролль по быстрому наклепал шутер от 1-го лица именно про это. После массового аутрейджа - “Да как так можно? Вы чего там, с дуба рухнули!?” - Valve пришлось в срочном порядке запретить, мягко говоря, противоречивую игру. После чего компания погрузилась в нелёгкие раздумья - как же быть дальше?

Проблема в том, что денежная машина Steam вышла из под контроля и движется сама по себе, словно self-driving car, готовый бессердечно сбить бабульку с низким параметром светоотражения. 25 новых игр В ДЕНЬ в 2017-м году, 35 - в этом. И вы думаете, что у Valve есть специальные сотрудники, которые проверяют весь выходящий контент? Сколь же вы наивны.

Ещё раз: 35 игр в день - это настоящий индустриальный поток, конвейер. Steam почти полностью автоматизирован: есть специальный набор инструментов для издателей, а дальше всё происходит без ведома орлов Габена. Деловые отношения построены исключительно по принципу взаимного доверия: Valve наверняка знает, что ни Warner Bros., ни Ubisoft, ни даже скандальный Devolver Digital никогда не выпустит игру, скажем, про наци-наркомана-героинщика, пожирающего живых темнокожих младенцев. Но где гарантия того, что эту “креативную идею” не подхватит какая-нибудь неадекватная инди-команда из трёх человек? Особенно теперь, когда Valve официально объявила “открытый сезон” практически полного отсутствия цензуры.

Нет, конечно какая-то цензура на площадке Valve останется - вы же помните про “откровенно нелегальное содержимое” и “жёсткий троллинг”? Однако практика показывает, что модерирование контента в Steam работает примерно так же, как попытки ладонями остановить Волгу. Реку, а не автомобиль.

Пара ярких примеров. В Steam спокойно себе существовал квест House Party, пока его не вытащил на свет божий PewDiePie и блогеры меньших масштабов. Пришла слава, но обратной стороной медали стало требование Valve подвергнуть цензуре весь эротический контент. Да, заблурить все первичные и вторичные половые признаки пришлось… но буквально в тот же день разработчики на официальном (!!!) форуме игры в Steam выложили простую инструкцию, как все эти мутные фильтры отключить. Valve ничего не стала делать с данным постом.

Или взять VR Kanojo. Там из-за цензуры пропадает три четверти контента: по сути, вместо “игры” (давайте уж назовём это так) остаётся одна демо-версия. Однако ровно там же - на форуме в Steam - есть ссылка на официальный сайт разработчика. Качаете ровно один небольшой файл, заменяете его в папке, и voila - вся “клубничка” магическим образом возвращается. Что и требовалось доказать: цензура Valve - вода сквозь пальцы.

И это ещё мы с вами говорили про “игру” широко известной в узких (не таких уж и узких, если откровенно) кругах студии Illusion. Более мелкие проекты безнаказанно живут и здравствуют в Steam вообще без каких-либо ограничений. Вот, скажем, Feminazi: The Triggering, что можно перевести примерно как “Нацистки-феминистки: Активация бешенства” - эта игра совершенно справедливо посредством стёба критикует феминисток третьей волны. А если её отыщет, например, Анита Саркисян (чья популярность даже на западе, хвала богам, сходит на нет) - будет очередной скандал.

Судя по всему, Valve сейчас пытается в некотором роде отстраниться от Steam. “Игры, которые мы пропускаем в Steam Store, не будут являться отражением ценностей, поддерживаемых компанией Valve” - пожалуйста, ещё одна весьма характерная официальная цитата. В устах благородных флибустьеров, которые держат крупный популярный торрент и выступают за полную свободу интернета, она звучала бы нормально.

Однако в случае Valve попахивает лицемерием, ведь речь идёт о коммерческой компании и её крупном онлайн-магазине. Представьте себе ситуацию: человек высочайших моральных принципов держит продуктовую лавочку, а в ней на достаточно видном месте выставлены журналы и DVD “для взрослых”, сигареты и алкоголь. Всё это приносит приличную прибыль, но хозяин как-бы ни при чём - сам он не курит, выпивает только по праздникам и “клубничку” не смотрит. Вопрос: так ли безупречен его моральный компас?

Поймите правильно: я не собираюсь становится паладином света и добра, выбирать “высокую дорогу” и занимать moral high ground (чёрт, как всё это объяснить без калек с английского!?). Наоборот: я лично выступаю против цензуры в играх, и считаю, что первопроходцы вроде разработчиков Postal, раздвинувших в своё время границы дозволенного, совершили поистине героический поступок.

При этом надо сказать, что абсолютно безграмотное с точки зрения современного пиара официальное заявление Valve откровенно пугает. Нельзя просто так взять и отстраниться от своего товара - какая-то ответственность должна быть. Подобным заявлением компания Гейба буквально триггерит психопатов всех сортов: создавайте всё, что угодно. Мы это продадим.

Postal - полноценная игра, пускай и сомнительная с точки зрения наиболее “нормальных” людей. А после стейтмента Valve могут посыпаться кривые поделки от неуравновешенных индивидов: скажем, шеренга геев идёт на одного straight-пулемётчика. Всё это - на одном экране, спрайтами, с отвратительной графикой. Развлекательная ценность - нулевая, зато дебаты в западном обществе могут начаться весьма громкие.

К чему я клоню? Valve не хочет сортировать поток “новья”, компанию устраивает прибыль от всего этого шлака (30% с каждой продажи - чтоб я так жил!), отделять козлищ от агнцев никто не собирается, что нам всем и подтвердили официально. Однако в этом и заключается риск. После какого-нибудь особо громкого скандала с условным “Anti-LGBTQ White Male Hero Simulator” цензуру спустят на Valve против её желания, сверху, из Конгресса США. И это будет уже такая жёсткая цензура, что ни одному нормальному геймеру мало не покажется. Ну кроме разве что самых ярых LGBTQ.

Также по теме