1

Зачем из блогов Барби делают учебник феминизма

Зачем из блогов Барби делают учебник феминизма
Барби (да, та самая кукла) - видеоблогер с 2015-го года, то есть сам по себе этот факт не является новостью. Однако компания Mattel грамотно, в духе времени сменила стратегию продвижения немного устаревшего бренда - и это сработало! Западный интернет теперь сходит с ума по этой кукле, причём речь идёт о потребителях категории 18, 20+ лет, а вовсе не о детях. Всё дело в том, что Барби стала “проснувшимся” (woke) видеоблогером.

Как объяснить вам, нормальным (я очень на это надеюсь) людям, что такое “проснувшийся”, вернее, “проснувшаяся”? В интернетах есть один очень хороший мем. Идёт отличная бимбо в стиле 90-х - крашеные блонди-волосы, силиконовая грудь, мини юбка - и подбирает коробку с For Honor. Внимательно изучает её, и превращается в суровую валькирию (ни грамма косметики, сплошная броня из кожи и металла), готовую рубить головы самураям, рыцарям и всем прочим представителям ненавистного мужского племени. Вот это и есть “проснувшаяся”.

Ну а теперь, когда с новомодной терминологией покончено, вернёмся к нашей сегодняшней теме. Как утверждают фанаты, эта поехавшая - простите, “проснувшаяся” - кидает “бомбы правды”. Давайте вместе разбираться, что же это за “бомбы” такие. Вот, например, эпизод №60, озаглавленный “Рефлекс извинений”. В нём Барби повествует о том, что девушки слишком уж полагаются на слово “извини”, будто бы они всё время во всём виноваты (а что, нет?), и это пора прекращать.

Вот вам цитата “проснувшейся” пластиковой бабы, которая, между прочим, в 90-х мечтала лишь выскочить замуж за Кена и торчать в огромном розовом доме: “Извини - это заученный рефлекс. Каждый раз, когда мы это произносим, мы разрушаем собственное чувство уверенности в себе”. То есть значит вот как мы теперь заговорили. Феминизм третьей волны, ясно-понятно.

Барби здесь права в одном: женщины всегда извиняются чисто рефлекторно, подлинное чувство вины у них отсутствует как класс, ведь виноваты всегда мужчины. Понятно, почему западные девочки-миллениалы в восторге: теперь сама Барби разрешает им не говорить даже это вымученное, чисто формальное “извини”. Мало того: советует им вообще избавиться от этого слова в лексиконе.

На этом фоне саркастическую ухмылку вызывают восторженные твиты от “мальчиков” 18 - 20 лет. Что же, это их дело: после очередного патча политкорректности станут подкаблучниками не 80-го, а 125-го уровня. Феминизм - так уж тогда феминизм по полной программе, а не позерство.

Здесь стоит напомнить о том, что видеоблогером Барби стала в 2015-м, и начиналось всё более чем невинно, с видео в стиле “Как приготовить вкусную и полезную еду”, что не противоречило идеалам Домостроя. Оно и понятно: Кен устал после биржевых махинаций и хочет жрать, тут уж не до силы и независимости женщин.

Но затем куклу прорвало. Она стала рассказывать девочкам и, как выясняется, мальчикам, про Амелию Эрхарт и Фриду Кало. Ладно, Эрхарт - лётчица, перелетела Атлантику соло на жестянке с пропеллерами: вот это настоящая сила, пускай уж девицы знают. С Фридой Кало всё сложнее: о массе любовников легендарной мексиканской художницы сегодня как-то забывают, а вот её роль в “освобождении” современной женщины - это пожалуйста, это пиарится сколько угодно.

Однако вернёмся к нашумевшим (по крайней мере, на западе) влогам. Иногда Кену позволительно выйти из стойла для грязных мужланов и присоединиться к сиятельнейшей Барби. Например, в свежайшем эпизоде под названием “Алгоритмы реальной жизни” Кен рассказывает о том, как Барби научила его лучше программировать.

Что? Кен - кодер!? Для справки: компаньон пластиковой девицы был представлен фирмой Mattel аж в 1961-м году, когда программирование было уделом пары сотен безумных гениев. А этот белозубый красавчик с безупречной причёской наверняка заработал на гигантский дом и несколько кабриолетов на рынке акций, пользуясь инсайдерскими подсказками от папаши-конгрессмена.

Позитивная реакция в твиттере не заставила себя долго ждать. 15-ти летние “тру”-девочки говорят о том, что следили за видеоблогершей Барби ещё до того, как это стало мейнстримом. 19-ти летние подростки-мальчики клянутся заставить своих будущих детей смотреть контент Барби, даже если родятся сыновья.

Сторонники обновлённой куклы говорят о том, что в её блогах можно найти буквально всё: от кулинарных советов (видимо, это всё ещё актуально даже для феминисток - а вдруг в гости придут другие феминистки, жрать же чего-то надо?) до методов борьбы с депрессией и хроническим беспокойством. Да, anxiety - главное пугало зарубежного общества, и даже пластиковой девице приходится с этим бороться.

В целом ситуация ясна, теперь осталось только понять, зачем компании Mattel понадобилось превращать Барби в social justice warrior’а, то есть в бойца за социальную справедливость. На самом деле, и здесь всё вполне ясно, достаточно лишь знать общую ситуацию.

Барби была запущена в производство аж в 1959-м году - даже сам Король (то есть Элвис Пресли) уже давно почил в бозе, а старушке надо как-то оставаться актуальной и в наши дни! Борьба за выживание - суровая вещь: тут и американские конкуренты наступают на пятки, а уж бюджетных китайских претенденток на корону - не счесть.

Несколько лет назад Mattel попробовали запустить Барби с более реалистичной фигурой. Как говорят в народе, “не зашло”. Маленьким девочкам по прежнему хочется играть с принцессами и быть принцессами, что совершенно нормально. Однако сегодня признавать этот “постыдный” факт - уже не комильфо.

На мой взгляд, новый пиар-ход Mattel иначе как гениальным не назовёшь. Внимательно посмотрите на заглушки от влогов - чисто внешне эта Барби практически не изменилась с 1959 года. То есть те, кто покупают куклу только ради внешности (что совершенно нормально) останутся довольны.

Лицам же с “активной гражданской позицией” приятно будет узнать, что теперь эта ухоженная стройная блонди пропагандирует за монобровь, освоение воздушного пространства и за парня-кодера, а не за какого-нибудь там бездушного биржевика. Mattel волнуют только продажи, и благодаря новомодным феминистским штучкам они могут пойти неожиданно хорошо в совершенно несвойственных для этого производителя игрушек социальных группах.

Также по теме

Также по теме