СлавКрафт: Святослав Бочаров и Рустам Касумов играют в Crossout | Online

1

Star Citizen: есть ли смысл судиться с бегемотом за $200 млн

Star Citizen: есть ли смысл судиться с бегемотом за $200 млн
В 2012-м году краудфандинг был абсолютно новым явлением. Поэтому когда Крис Робертс, создатель легендарного Wing Commander, заявил, что хочет создать новую игру в этом же стиле, любители открытого космоса слетелись, как мухи на мёд. С тех пор прошло 6 лет. Воз не то чтобы “и ныне там”, но до сих пор находится в стадии ранней альфы.

Под возом конечно же подразумевается Star Citizen, собравший на сегодняшний день свыше 200 млн долларов и ставший самым крупным краудфандинговым проектом в истории. Фанатам творчества Робертса обещали целый мир среди звёзд, при этом называли приблизительные сроки разработки: 2 - 3 года. Но не шесть! Неудивительно, что у некоторых терпение лопнуло.

Кен Лорд - ранний бэкер Star Citizen, у него даже есть так называемый Золотой Билет, подтверждающий этот статус. Ещё в апреле 2013-го Лорд пожертвовал 4 500 долларов на производство игры. Через пять лет ему захотелось вернуть деньги обратно, однако суд Лос-Анджелеса встал на сторону разработчика.

Истец подготовил целую гору доказательств недобросовестной практики Roberts Space Industries, но все эти документы и многочисленные электронные письма не понадобились. Процесс длился не особо долго: оказалось, что в EULA - то есть в соглашении с конечным пользователем - зарыт пункт, по сути запрещающий бэкерам вызывать разработчика в суд по каким бы то ни было вопросам.

Здесь стоит отметить, что текст упомянутого соглашения радикально менялся 5 раз за последние 6 лет - и это ещё без учёта тысяч мелких поправок! Ситуация в целом ясна: по мере работы над амбициозным проектом в RSI поняли, что никакие сроки сдачи здесь гарантировать нельзя. При этом в финансовом плане компания стеснена не была, и поэтому могла себе позволить нанять лучших юристов, способных написать самый каверзный текст, защищающий её от будущих претензий нетерпеливых игроков.

Игры меняются в ходе разработки, причём иногда меняются очень сильно. Изначально Star Citizen подавался исключительно как космосим, но затем выяснилось, что будет большая FPS-составляющая, которая играет весьма важную роль. Кен Лорд (“золотой” бэкер, пытавшийся судиться с RSI) на это не подписывался.

Дело в том, что редкая болезнь Лорда, побочным эффектом которой является тремор конечностей, а финалом - паралич, не позволяет ему играть в FPS. Проще говоря, управлять звездолётом в роли мирного торговца ещё как-то можно, но вот ставить точные хэдшоты уже не получится. Однако суд не принял во внимание даже состояние здоровья истца. Лорд просил 3 800 вместо своих 4 500 долларов, но в RSI отказали. Ясно, что компанию волновали не лишние 700 баксов, а возможность возникновения опасного юридического прецедента. Вернёшь одному - потянутся сотни и тысячи.

Справедливости ради стоит отметить, что Roberts Space Industries, как правило, возвращает деньги за Star Citizen, если клиент обратился в течение 2-х недель с момента покупки. В отдельных случаях возможно рассмотрение рефанда даже если пользователь играл до 30 дней. Но 5 лет - это уже перебор. Кстати, две недели - это ещё очень щедро с точки зрения текущих норм электронного распространения игр. В том же Steam после двух часов геймплея вы уже не допроситесь обратно своих денег.

Если задуматься, поддавшиеся хайпу бэкеры своими неумеренными финансовыми возлияниями (“золотые билеты”, несуществующие космические крейсера по $2000 за штуку и так далее) сами создали этого денежного Молоха, то есть корпорацию Roberts Space Industries.

Ведь если задуматься, кем был Крис Робертс на момент запуска Kickstarter-проекта? Всего лишь не особо успешным (и это ещё мягко сказано) голливудским продюсером, который уже в приличном возрасте внезапно решил вернуться в сферу видеоигр и попытаться “подняться” там. Пацан к успеху шёл - и повезло, и фортануло.

Теперь Робертс на деньги бэкеров может позволить себе нанять самых ушлых лос-анджелесских адвокатов, съевших собаку на различных “звёздных” процессах, где под “звёздами” подразумеваются не небесные тела, а знаменитые актёры. То есть бэкеры оплатили надёжную юридическую защиту - но не себя, а разработчика, который теперь в плане сроков сдачи и качества продукта волен делать всё, что заблагорассудится.

Также по теме

Также по теме