0

По Фрейду: отличия обычных персонажей от VR

По Фрейду: отличия обычных персонажей от VR
Дебаты по поводу того, каких персонажей можно создавать, а каких - нельзя (в зависимости от пола самого игрока) продолжаются уже не первый год. Но теперь к ним добавился новый увлекательный слой, который всё меняет - VR. Почему меняет? Да потому, что в обычной игре вы контролируете протагониста, а в VR по сути сами им являетесь.

И тут уже было бы о чём потолковать со стариной Фрейдом, будь он жив. Начнём с классических игр, ибо там всё просто. Диванные мачо обязательно скажут вам, что создавать персонажа женского пола - не по мужски, и точка. В отдельных случаях, когда выбора нет (Tomb Raider, Horizon: Zero Dawn, Nier: Automata) - так уж и быть, можно поиграть за девушку. Но при первой же возможности, при наличии редактора персонажа - сразу же сгенерировать мужика, без вариантов.

Вот такое мнение, однако с ним можно поспорить. Причём как раз с мужской точки зрения. Сегодня в большинстве ААА-игр используется вид от 3-го лица: вспомните, какое негодование было, когда народ выяснил, что Cyberpunk 2077 будет first person. Связано это с тем, что геймеры привыкли видеть своего персонажа. Так вот: если вы будете 20 - 40 - 80 (и так до плюс бесконечности) часов наблюдать спину и пятую точку аватара, то не лучше ли, чтобы это была пятая точка симпатичной девушки, нежели чем брутального мужика?

Для меня лично предел маскулинности - это Снейк из Metal Gear Solid V. Но например Геральт, особенно из третьего “Ведьмака” - уже перебор. Да, я понял, этот носитель средневековых кожаных штанов - великий победитель чудовищ и женских сердец, но всё это через некоторое время начинает вызывать лёгкое раздражение. Уберите уже его и дайте 2В - покрутить камерой на очередной ржавой лестнице.

В “плоской” игре всё очевидно: персонаж - это не вы, а ваша марионетка, и каждый стремится выбрать куклу по вкусу. В VR же начинаются интересные психологические девиации. Ведь вы “внутри” протагониста (попрошу без пошлых коннотаций и сальных шуточек) и неизбежно начинаете себя с ним хотя бы частично ассоциировать.

У некоторых от этого возникают жуткие проблемы. Любопытный случай был с Sairento VR. Главный герой этой игры - девушка/киборг/ниндзя Чейко. Она - креатура разработчиков, и у меня с ней особых проблем не было. Да и какие могут быть проблемы, когда весь персонаж - это голос и перчатки с пушками/катаной, висящие в воздухе?

Однако крупная (по меркам скромного VR-рынка) группа геймеров бойкотировала игру, причём создателям Sairento VR было направлено коллективное письмо: не начнём играть, пока не сделаете выбор персонажа мужского пола. Что же, после очередного патча в меню появилась соответствующая галочка, и теперь у перчаток с оружием может быть приятный мужской баритон. Наверное, те пуритане теперь очень довольны.

Такая вот история, но в целом в VR всё не так однозначно даже с точки зрения ценителей виртуального женского пола. В доказательство приведу свой опыт в Elite Dangerous. На релизе в этом космосиме пилоту можно было дать только имя. Через много месяцев (год с лишним?) появился редактор персонажа, и я недолго думав создал симпатичную мадемуазель future-панковского облика. Никакого VR-шлема у меня тогда не было.

Прошло внушительное количество времени, Elite была поставлена на паузу, но раздобыв Oculus я решил вернуться к игре, почти всё к тому моменту позабыв. Звездолёт дожидался меня в ангаре на какой-то богом забытой планете, я взял миссию по доставке груза, диспетчер дал добро на взлёт. Смотрю вниз, а там - нет, не кратеры с каньонами, и даже не огни покинутого космопорта - а женские вторичные половые признаки (в просторечии грудь) в обтягивающем красно-фиолетовом скафандре! Стало как-то не по себе.

В результате этого культурного шока, в Skyrim VR я уже стал играть абсолютно суровым бородатым мужланом, хотя в “плоском” Skyrim когда-то создавал максимально разухабистую нордическую бабень. Да, в VR-версии The Elder Scrolls V нет практически никакой возможности увидеть себя со стороны (камера на 3-е лицо не переключается), однако памятуя о культурном шоке Elite Dangerous я уже решил не экспериментировать.

Вот такие сказки о Востоке рассказал вам мудрый аксакал. В целом же смысл в том, что полное погружение, обзор строго от 1-го лица и достаточно реалистичный перенос рук в VR даже тач-контроллерами первого поколения волей-неволей заставляет вас проецировать себя на главного героя игры. Конечно, апологетам западной политкорректности, которые ассоциируют себя с боевым вертолётом, тапком или овсяной печенькой, будет намного проще. Однако мало-мальски нормальному человеку придётся учитывать вопросы пола.

Также по теме

Также по теме