0

Игры, которые изменят мир

Аси Бурак, соучредитель фонда Games for Change: «На одном Call of Duty далеко не уедешь»

Игры, которые изменят мир

Существует известный стереотип, согласно которому игры — это пустая трата времени. На самом деле это, конечно, чушь — игры не более бессмысленны, чем просмотр нового блокбастера в кино или ночная прогулка по пляжу — может, от этого вы не сделаетесь лучше, но явно неплохо проведете время.

Тем, кому этот аргумент не кажется достаточным, советуем обратить внимание на деятельность организации Games for Change. Основанная в 2004 году, она находит и продвигает в жизнь социально значимые игры. Среди отмеченных ими проектов —  антиконсьюмеристская игра Phone Story Паоло Педерчини и симулятор невербального общения Way, о котором мы писали буквально на днях. По просьбе Gmbox.ru со-основатель проекта Аси Бурак рассказал о социальном подтексте нового SimCity, о светлом будущем человечества и о том, как игры помогают бороться с раком.

Аси Бурак (фото с персональной страницы в Facebook)

Ваш проект называется Games for Change («Игры за перемены»), что именно вы пытаетесь изменить?

За семь лет, что мы в обойме, многое уже изменилось. Само восприятие игр и того, на что они способны, помимо развлечений, сильно поменялось — у спонсоров, у издателей, у разработчиков и у потребителей. Так что, в широком смысле, мы меняем саму [игровую] среду, стараемся донести до людей те игровые наработки, которые могут служить на благо обществу…

Если приводить конкретные примеры, можно вспомнить «Re-Mission», ориентированную на больных онкологией детей — наблюдения показывают, что после нее они начинают с большей охотой принимать лекарства. «iCivics», придуманная судьей Верховного суда в отставке, помогает детям понять, как работает правительство [Соединенных Штатов], притом весьма успешно. А совместные усилия игроков в «Foldit» помогли решить научную проблему, над которой бились десятилетиями.

Ну а как насчет игр, не являющихся образовательными? Есть ведь много независимых игр, которые, может, ничему и не учат, но все равно могут быть вдумчивыми, осмысленными.

Мы никогда и не зацикливались на образовательных играх. Вообще, из трех примеров, которые я привел, только «iCivics» можно назвать образовательной, по ней учатся в школах. Что касается вашего вопроса, то тут все сложно. Нам интересны высокохудожественные игры, но главное для нас — игры, которые могут что-то изменить в человеке, заставить его сопереживать чему-то, испытывать новые эмоции. Существуют специальные организации, занимающиеся поддержкой независимых игр, но для нас это не основное направление.

На одних BioShock и Assassin’s Creed далеко не уедешь

Но вот у вас на сайте есть игра Way…

Мимо Way мы просто не могли пройти — она учит людей взаимодействию с совершенно незнакомыми людьми.

Вообще, согласны ли вы с утверждением, что в современном мире потенциал игр по-прежнему недооценивают?

Согласен, что так оно и было — год назад или два. Соглашусь и с тем, что многие до сих пор не признают игры равными кино или живописи. Но перемены, которые уже произошли — ошеломляют. В США сейчас только и говорят о том, как игровые элементы могут найти применение в бизнесе, маркетинге, в обучении людей… Идея «игроизации» упала на благодатную почву, и многие светлые умы изучают этот вопрос. Мне кажется, главное препятствие в том, что глобальные перемены в общественном сознании еще не произошли — есть много людей, которые родились до появления игр. Они могут рассуждать на эту тему, но они не погружены в эту среду целиком. Для них это такая диковина, черный ящик.

Социальные игры — это здорово, но обычно это такие маленькие независимые проекты, о которых многие даже не знают. Как вы считаете, смогут ли в будущем игры одновременно быть массовыми и затрагивать острые проблемы?

Безусловно. Мало того, такие примеры уже есть. Например, у ЕА в новой части SimCity климатические изменения — одна из центральных тем игр. Konami совместно с ООН разработали для Facebook игру Food Force. Недавно созданная компания Sojo Studios представила игру WeTopia, в которой можно конвертировать заработанные очки в реальные пожертвования благотворительным организациям. Есть ведь и такой вариант, когда авторы коммерческого проекта не только зарабатывают деньги, но и пытаются привлечь внимание к социальным вопросам.

А вот смогут ли такие игры достучаться до массового игрока — не знаю. Возможно, они придутся по вкусу совсем другим людям, как это случилось на Facebook: ведь поклонники существующих там игр редко увлекаются мейнстримовыми проектами. Средний игрок там — 39-летняя женщина, а новая аудитория и того старше. Зато в будущем, когда упомянутые выше игры и подобные им будут интегрированы в образовательную систему, понятие «мейнстрим» придется пересмотреть.

В будущем, куда ни глянь — везде будут игры

А что будет с теми играми, в которые мы играем сейчас? Вы вроде бы разделяете для себя мейнстримовые проекты, вроде BioShock и Assassin’s Creed и вот эти проекты для Facebook с общественно-полезным подтекстом. Не будет ли со временем расти пропасть между аудиториями тех и других игр?

См. примеры выше. Компании, занимающиеся видеоиграми, задумываются о социальной составляющей и стараются затрагивать эти темы в своих проектах. На одних BioShock и Assassin’s Creed далеко не уедешь. Они классные, но дороги в производстве и в них мало кто играет. The Sims обскакали их обоих, вместе взятых — и все потому, что ее разработчики сумели достучаться до новой аудитории. Другой пример — Wii... Рынок становится все более открытым, и по мере этого взаимное непонимание между двумя типами игроков будет постепенно исчезать.

Будут ли игры эволюционировать в процессе, смогут ли они «повзрослеть»?

Конечно! Технологии станут более сложными, аудитория тоже станет взрослее и будет требовать более качественных и разных развлечений. Посмотрите на телевидение — ему понадобилось несколько десятилетий, прежде чем появился «Клан Сопрано». Для эволюции нужно время, и игры проходят через процесс взросления быстрее чем все, что мы видели до этого.

Исходя из всего этого, каким вы видите мир через 20, 30, 50 лет?

Взгляните — сегодня фильмы, книги, комиксы делают для любой аудитории, для любых возрастов. Игры могут пойти еще дальше: стать ценным инструментом в образовании, в бизнесе, проникнуть во все сферы нашей жизни. Так что [в будущем], куда ни глянь — везде будут игры.

Игры доброй воли

5 очень разных игр, которые поддерживает Games for Change.

Foldit

[video:http://youtu.be/G6wuJLUkWkc]

Трехмерная головоломка о синтезе белка. Игра с предысторией: долгое время ученые пытались просчитать алгоритмы формирования различных белков в человеческом теле при помощи компьютеров, но результаты были довольно скромными. В Foldit ту же самую задачу, но в игровой форме, решают живые люди, которые способны подходить к процессу творчески и нестандартно — в отличие от компьютеров. Анализируя алгоритмы, которые используют игроки, ученые надеются почерпнуть новые идеи.

Dys4ia

[video:http://youtu.be/y8x9hjGBY7c]

Гендерная дисфория — состояние острой неудовлетворенности собственным полом. Одноименная игра рассказывает историю человека, прошедшего через курс гормональной терапии. Трогательная и по-своему смешная, Dys4ia предлагает серию довольно нестандартных мини-игр: украдкой пробираемся в женский туалет, учимся принимать лекарства, минимизируя вред для печени, исследуем повышенную чувствительность сосков. Очень наглядный экскурс в чужую гендерную трагедию.

The Cat and the Coop

[video:http://vimeo.com/22321449]

В этой игре предлагается взглянуть на события иранской истории 1953 года, когда при пособничестве ЦРУ и британской службы MI-6 был свергнут знаменитый реформатор и 61-й премьер-министр Ирана Мохаммед Мосаддык (известный в первую очередь тем, что национализировал нефтяную промышленность страны, освободив ее от многолетнего британского ига). В игре мы наблюдаем подготовку к перевороту от лица кошки Мосаддыка. Авторы особенно гордятся политическими метафорами в своей игре, а также тем, что использовали в оформлении элементы традиционного изобразительного искусства Ирана.

Wolf Quest

[video:http://youtu.be/-U_NwHT-GCY]

Коллективная сетевая игра, в которой предстоит влиться в стаю диких волков, живущих на территории американского заповедника Йеллоустоун. Элементы волчьего быта включают в себя войну за территории, охоту, заботиту о потомстве и вообще — выживание в условиях дикой среды. Центральная тема игры — поиск баланса между частными интересами и интересами стаи. Впрочем, если вас это не очень волнует, можно найти себе и другие занятия: выть на луну и метить деревья уриной.

Fate of the World

[video:http://youtu.be/5Pk3QDC84Go]

Игра про наше общее завтра: в один прекрасный день правительства различных стран Земли обнаруживают, что антропогенная катастрофа неизбежна и планете вот-вот настанет карачун. В связи с этим они создают глобальную организацию, которая должна с этим что-то сделать. За 200 лет ее руководству (то есть нам с вами) нужно реализовать один из 10 возможных сценариев — от «Утопии», где мы строим идеальный мир для человечества, до «Апокалипсиса» где все, понятно, наоборот. Игра вышла еще полтора года назад, но с тех пор, кажется, стала только более актуальной.

Также по теме