0

Обзор Red Dead Redemption 2: Мир Дикого Запада

Обзор Red Dead Redemption 2: Мир Дикого Запада
Каждый нормальный человек на протяжении своего жизненного пути когда-нибудь да и хотел бы стать Клинтом Иствудом. Нашпиговать негодяев - или даже хороших парней, перегородивших дорогу - свинцом, невозмутимо поправить широкополую шляпу, вдарить золотыми шпорами по бокам верного коня и ускакать в ковбойский закат, ощутив ветер свободы на небритом лице. Восемь лет назад нам предлагали нечто похожее, но теперь - теперь всё это вышло на какой-то новый, уже совершенно немыслимый уровень.

Мир Дикого Запада

Казалось бы, формула “песочниц” уже давно доведена до идеала: вот вам карта, плотно утыканная всеразличными значками - зачищайте понемногу. И тут случилось невероятное: сама же Rockstar, стоявшая у истоков open world, всё поменяла. Столь ощутимые тектонические сдвиги происходят, пожалуй, впервые со времён GTA 3 - причём в масштабах всего игростроя, а не только лишь творчества студии.

Мир Red Dead Redemption 2 поистине огромен - такого раньше не было, это прецедент. Да, на карте есть какое-то количество значков, но их крайне мало: важнейшие квесты да магазины в городах. И это не просто косметическое решение. Мир по настоящему живой, и не нуждается в пиктограммах, так как многие события происходят случайно, и вы налету решаете, принимать в них участие или нет.

Беглый каторжник умоляет помочь избавиться от оков. Вполне можно бросить на произвол судьбы. Но если поможете - как знать: вдруг уголовник подскажет, какую ферму на отшибе обчистить? Меткий ковбой на опушке леса упражняется в стрельбе по бутылочкам и предлагает поучаствовать - разумеется, не просто так, а с денежными ставками. Заблудший путник на глухом просёлке кричит вам, что его лошадь сломала ногу. Это может быть как хитрый угонщик, так и честный гражданин, который в знак благодарности отдаст золотые часы, если вы подбросите его до ближайшего населённого пункта.

И таких случайных ивентов - десятки, не говоря уже о побочных квестах. Туберкулёзному фермеру нечем отдавать долги, кузнец предлагает угнать экипаж у своего шурина, испанский исследователь продаёт карту сокровищ, городской фотограф хочет сделать эффектные снимки хищников и попадает в дурацкие ситуации - в общем, здесь есть как драма, так и фирменный юмор Rockstar. Да, я люблю так называемую “формулу Ubisoft”, обожаю зачищать карту от классических значков, но по части создания действительно живого мира Rockstar по прежнему нет равных.

Восемь восемьсот пять пять пять два пять два пять - проще долг отдать чем потом зубы собирать

Теперь немного о предыстории и сюжете. Главный герой, Артур Морган - круглый сирота. Его подбирают и воспитывают основатели банды Ван дер Линда, то есть Хозеа Мэтьюс и сам Датч Ван дер Линд. Помимо прочих нелегальных делишек, в шайке Ван дер Линда есть и то, что сегодня назвали бы “микрокредитной организацией”. Соответственно, Артур со временем становится коллектором: деревенщинам, которые смеются в лицо щуплому бухгалтеру, герру Штраусу, потом приходится иметь дело с бывалым разбойником.

События Red Dead Redemption 2 начинаются с того, что Ван дер Линду и его парням приходится скрываться. Ограбление банковского парохода в городе Блэкуотер прошло совсем не так, как ожидали: единственным вариантом оказалось бегство. Да и Дикий Запад уже не такой дикий: федеральное правительство действует совместно с детективным агентством Пинкертона, а с ним шутки плохи. По этой причине “табору” голландца приходится быть в движении.

Этот факт, равно как и бэкграунд Артура - не просто сюжетные особенности, а элементы геймплея. Оказавшись на новом месте, герр Штраус сразу же даёт знать жителям окрестных городков и ферм о том, что “восемь восемьсот”, а у герра Моргана вскоре после этого появляется несколько сайд-квестов по выколачиванию долгов.

Естественная эволюция RPG

Вплоть до самого релиза я ожидал увидеть три ветки скилов, как в Assassin’s Creed, Tomb Raider, Horizon: Zero Dawn, God of War - в общем, во всех ААА-играх, которые со временем интегрировали элементы RPG или ввели их изначально. Но вместо этого Rockstar осталась верна механике GTA. Никаких “суперспособностей” (кроме замедления времени) у вас нет, а три основных параметра прокачиваются соответствующими занятиями.

И это здорово! Накручивая круги с тяжеленной тушей оленя на плече и закусывая консервированными бобами, я вспомнил старые-добрые времена в ранних The Elder Scrolls: стамина-то прокачивается. Ещё один “читерский” способ развития выносливости - плавание в реке или прогулки по вязким болотам юга. Dead Eye, то есть то самое замедление времени, развивается за счёт метких выстрелов без него, редких находок - от коллекционных карточек до костей динозавра - и охоты. Меньше всего логики со здоровьем: оно прокачивается с помощью рыбалки и… кулачных боёв. Ну и чёрт с ней, с логикой - зато у этих занятий появляется новый смысл. Посидели с удочкой на закате, вышибли из наивного фермера зубы, серебряные часы и пачку баксов для герра Штрауса - глядишь потом дольше в перестрелке проживёте.

Обязательно уделите внимание лагерю: это как-бы продолжение самого героя. По лору всё позиционируется как бескорыстная помощь банде, в начале игры с деньгами жуткая напряжёнка, и делать этого совсем не хочется. Но на практике “бескорыстная помощь” превращается в бесплатные патроны, провизию, медикаменты и прочие приятные бонусы - вплоть до помады для волос, если не хотите быть неряшливым бомжом. Кроме того, fast travel или, например, “телепортация” скакуна в лагерь - это тоже апгрейд. Так что развивайте мобильное логово Ван дер Линда, не скупитесь.

Выживание, версия лайт

Rockstar десятки раз говорила о том, что уделит особое внимание аспектам survival, и это, положа руку на сердце, жутко пугало. Неужели придётся каждые полторы минуты жрать, как в Metal Gear: Survive и Conan Exiles? Спешу обрадовать вас, господа и дамы - культовая студия сделала наилучшую механику выживания на всём рынке.

Артур Морган - нормальный человек, а не сквозная пиранья: ему достаточно покушать два-три раза в день. С учётом компрессии внутриигрового времени, интервалы получаются по 10, а то и по все 20 минут. Это совершенно естественно и добавляет игре шарма, у вас не будет дурацкого ощущения, что вы вечно сидите в различных меню, как это происходит в двух упомянутых ужасных экземплярах.

Сама механика проста и вместе с тем гениальна. Полоски здоровья, выносливости и замедления времени (Dead Eye) пополняются автоматически, но делают это за счёт конечных ресурсов так называемых “ядер”. Для восполнения запасов ядер здоровья и выносливости отлично подойдёт пища, ну а в плане ядра Dead Eye на помощь придёт табак, алкоголь, и даже кокаиновая жвачка. А что? В ту эпоху - абсолютно легальный медикамент.

Медитация и Клинт Иствуд головного мозга

Теперь предстоит сказать то, что невероятно трудно выразить словами. Ладно, попытаться надо. Red Dead Redemption 2 - та игра, в которой скакать на лошади 10 минут, когда вокруг почти ничего не происходит и не требуется стрелять, это не просто “не скучно”, а крайне атмосферно и интересно. Многие игровые механики ограничивают fast travel - тех, за чью голову назначена награда, не берут в дилижанс, а апгрейд до “быстрых путешествий” в лагере стоит крайне дорого. Да и с его появлением вы сможете отправиться только “туда” - обратно придётся возвращаться самостоятельно.

Единожды отучившись телепортироваться, вы начинаете жить в этом мире Дикого Запада и получать как раз те ощущения, которые почти невозможно передать словами. Настоящая ковбойская жизнь, вот что это такое. Уйти от погони охотников за головами, подстрелить по пути фазана и оленя, разжечь костёр, пожарить мяса, нашпиговать свинцом пару ребят О’Дрисколла (конкурирующая банда) и наконец порадовать повара в лагере свежими тушами - в смысле, фазаном и оленем, а не бандитами.

Или, например, 10 минут скакать в сторону стоянки мексиканских бандитов и внезапно понять, что дорога ведёт в заснеженные горы, а тёплой одежды с собой нет. Приходится лихорадочно отъедаться, дабы не окоченеть, ибо поворачивать обратно уже поздно. На обратном пути нападают голодные волки - есть в этой ледяной пустоши хочется не только Артуру. Получается настоящее приключение, которое пошлая телепортация превратила бы в банальную пятиминутную перестрелку с бандидос и пятисекундную дуэль с их главарём.

И это лишь один сайд-квест, отягощённый легкомысленностью игрока: ну кто мешал взять с собой тёплое пальто помимо щёгольского жилета!? Приключения себе на голову можно искать самому, без всяких сайд-квестов. Запрыгнуть на ходу в поезд (а делать это можно в любой момент, не только по сюжету), ограбить пассажиров, перебить охрану - и забыть о том, что машинист жив-здоров. А состав уже в Сен-Дени! Приходится разбираться с вокзальной охраной, и пока не подоспело подкрепление выкидывать машиниста, дабы взять управление на себя. Оглушительный свист - и поезд отбывает с единственным пассажиром: Артуром Морганом. Состав приходится бросить где-то в болотах за Сен-Дени - слишком заметное средство передвижения. Одинокий путник почти добровольно “делится” лошадью, и господин Морган, награда за голову которого достигла фантастической суммы в 300 долларов - никакой инфляции, тогда “грязная зелёная бумажка” была обеспечена золотом - скачет домой через топи Лемойна.

Я мог бы рассказать о славной попойке в баре с Ленни. Об охоте на легендарного медведя или пуму. О рыбалке на лодке с Хозеа и Ван дер Линдом. О праздниках в лагере, которые вы можете пропустить - а можете и до утра горланить под гитару пошлые песенки о ковбоях и их подружках. О том забавном случае, когда Артур помог феминисткам первой волны. О том, как он - в лучших традициях Max Payne - положил шестерых бандитов из шестизарядного револьвера, а те и глазом моргнуть не успели. Но какой смысл рассказывать? Проживите эти истории сами. Поверьте, оно того стоит.

+ Беспрецедентно огромный, живой открытый мир. Серьёзные ограничения fast travel позволяют проникнуться просторами и действительно жить в нём, а не лихорадочно телепортироваться от квеста к квесту
+ Обилие сайд-квестов, случайных ивентов и необязательных событий, которые вполне могут пройти без вашего участия (вроде праздника в лагере) заставляют поверить в реальность мира RDR2. Это уже не просто песочница, а нечто большее
+ Лучшая на сегодняшний день механика выживания, добавляющая игре шарма. В горах нужна тёплая одежда, в болотах юга - лёгкие рубашки, а реалистичное трёхразовое питание не заставляет заходить в меню каждые полторы минуты.

Оценка: 10 из 10

Также по теме