0

Солнечный удар

Солнечный удар

В пятницу выходит Max Payne 3 — продолжение истории о пьянице-полицейском, обозленным на весь мир. Главная претензия фанатов серии к новой игре состоит в том, что авторы, переместив действие из пессимистического Нью-Йорка под палящее бразильское солнце, напрочь лишили игру фирменной нуарной атмосферы. В защиту Rockstar редакция Gmbox.ru отобрала 6 нуарных лент разных эпох, которые опровергают домыслы о том, что «нуар» не может существовать без грустного полицейского в плаще, огромного мегаполиса и обильных погодных осадков.

«Почтальон всегда звонит дважды» (The Postman Always Rings Twice) 

Роман великого американского писателя Джеймса Кейна, который по праву считается одним из самых знаменитых «нуарных» произведений, был экранизирован голливудскими киномастерами дважды — в 1946 и в 1981 году. История о том, как бродяга Френк Чемберс — человека без прошлого и с неясным будущим — устраивается на работу в деревенский трактир и влюбляется в жену управляющего, в пересказе может показаться какой-то старперской фермерской драмой, но никак не жестким, держащим вас за грудки «нуаром». Сельские пейзажи и камерность происходящего также могут спугнуть неопытного зрителя. Однако именно в этом и кроется обман не только «Почтальона», но и всего «черного кино» — трагедия становится в сто крат страшнее, если она разыграна случайными людьми в самой неподходящей для этого обстановке.

«Леди из Шанхая» (The Lady from Shanghai)

В конце сороковых годов прошлого века американская нация начинает потихоньку забывать ужасы Второй Мировой войны. В пессимистических «нуарных» фильмах, которые были так популярны во время войны, появляется свет, а некоторые картины жанра даже снимаются в цвете, что идет вразрез со всеми представлениями о классическом «черном кино». Одной из первых лент в жанре, снятых под палящим солнцем, является «Леди из Шанхая» Орсона Уэллса. Для того, чтобы угодить зрителю Уэллс кардинально изменил не только место действия (почти все события фильма разворачиваются на яхте местного миллионера), но и стиль выдающейся голливудской актрисы и тогда еще своей жены — Риты Хейворт. Но, как это часто случалось с фильмами Уэллса, аудитория не оценила его новаторской режиссуры, и «Леди из Шанхая» с треском провалилась в прокате. Уже много лет спустя киноведы со всего мира наконец-то разглядели гениальные находки Уэллса, который одним из первых кинорежиссеров сумел сформулировать чисто «нуарное» ощущение смерти при помощи солнца, моря и экзотических животных.

«Печать зла» (Touch of Evil)

Про абсурдность сюжета, кастинга и всего остального в этом фильме не высказался в свое время, наверное, только очень ленивый человек. Если вы не понимаете о чем речь, то пересмотрите сцену из фильма «Эд Вуд», в которой Орсон Уэллс жалуется главному герою на кинопродюсеров, которые «заставляют его утвердить на роль мексиканца Чарльтона Хестона». Это реплика именно про «Печать зла» — фильм, существующий в нескольких вариантах, последний из которых — режиссерский — стал доступен широкому зрителю только спустя 40 лет после выхода картины в свет. Помимо намазанного сажей Хестона в этом фильме мы можем увидеть толстого Орсона Уэллса с сигарой, Джанет Ли в мотеле (за 2 года до «Психо») и еще дюжину колоритных персонажей, которые ютятся за втором плане. Действие же этого балагана происходит в небольшом городке на американо-мексиканской границе, где лето круглый год, а мужчины носят рубашки ярких цветов. Но при всем при этом «Печать зла» можно считать эталонным нуаром — безжалостным, холодным и, как всегда у Уэллса, мастерски поставленным. Оказывается ощущение пессимизма может передать даже фильм, в котором со всех сторон слышится испанская речь, а Марлен Дитрих играет странную цыганку.

«Китайский квартал» (Chinatown)

Главный фильм в карьере Романа Полански мог вообще не выйти в свет. Польский режиссер сначала просто не хотел браться за эту картину, оплакивая в Европе смерть своей жены Шерон Тейт, а когда все-таки дал согласие — оказалось, что в сценарии прописаны 8 главных героев и еще столько же побочных сюжетных линий. Такой «подарок» Полански преподнес Роберт Таун, сценарист фильма (в последствии получит за «Китайский квартал» «Оскара» в этой номинации). Полански с головой погрузился в работу и в итоге слепил одну из самых выдающихся лент своего поколения. В пересказе «Китайский квартал» однако не выглядит картиной года: сыщик средней руки Джек Гиттес соглашается на простое дело – проследить за неверным мужем, но в итоге оказывается в эпицентре городского скандала вокруг незаконной продажи земельных участков и воды. Фильм Полански скорее влюбляет вниманием к деталям и трепетным отношением к нуарной стилистике: роковая красотка в кадре, сыщик в роли главного героя, запутанная история. При этом «Китайский квартал», как и остальные фильмы нашего хит-парада, почти полностью
снят в дневное время суток, только знаменитый финал картины — сцена в чайнатауне — происходит в полумраке. Но, как вы понимаете, эта мелочь не помешала фильму Полански считаться эталонным нео-нуаром и войти в историю американского кино.

«Секреты Лос-Анджелеса» (L.A. Confidential)

«Секреты Лос-Анджелеса», пожалуй, самый традиционный нуар в нашем списке. В картине Кертиса Хенсона почти в идеальных пропорциях намешаны все главные ингредиенты «черного кино»: хорошие и плохие полицейские, роковые женщины и проститутки, коррупция и убийства и, конечно, Голливуд. Если бы у игры L.A.Noire был первоисточник, то им несомненно стали бы «Секреты Лос-Анджелеса». Но не все так просто. События фильма, как и приключения Коула Фелпса, разворачиваются в солнечном Лос-Анджелеса, городе греха и человеческой грязи. Как вы знаете, от одной поездки по вроде бы респектабельному району Беверли-Хиллз в середине прошлого века хотелось повеситься, потому что каждый понимал — за фешенебельными фасадами дорогих особняков голливудских звезд скрывался настоящий порочный, прогнившйи мир богачей. «Секреты Лос-Анджелеса» представляют как раз энциклопедию, оммаж американскому обществу того времени. Чтобы картина выглядела сочней, авторы не побоялись выкрутить на полную цвет и контрастность, поэтому первое, что вам запомнится после просмотра фильма — это солнечный Город Ангелов и яркие губы Ким Бейсингер.

«Помни» (Memento)

Если «Секреты Лос-Анджелеса» можно отнести к самым каноничнымнуарным лентам в этом списке, то картину «Помни» (ударение на первый слог) любимого режиссера подростков Кристофера Нолана, пожалуй, будем считать самой новаторской. Если позволите, «Помни» — это первый большой инди-нуар, или по-простому — бюджетный и свежий взгляд на застоявшиеся заскорузлости жанра. Нолан, будучи очень талантливым ремесленником, обращаясь к жанру нуар по касательной, все-таки улавливает важное правило «черного кино»: закадровая атмосфера важнее всего, что происходит на экране. И в нагнетании этой атмосферы он сознательно отказывается от жанровых клише: не загоняет героев в темные переулки душного мегаполиса, не заставляет ходить под дождем или собирать оставленные на трупах орхидеи. Он, кажется, вообще игнорирует правила игры и от этого «Помни» только выигрывает. По сути это еще и первый бунтарский нуар, отвергающий все важные парадигмы жанра. Такой же, как и Max Payne 3, и в этом, поверьте, нет ничего плохого.

Смотрите также: «Ниагара», «Риф Ларго», «Долгое прощание», «В упор», «Вор», «Основной инстинкт», «Кирпич».

Читайте также: рецензия Gmbox на Max Payne 3.

Также по теме