0

Почему свобода выбора в играх стоит так дорого

Почему свобода выбора в играх стоит так дорого
Создатели видеоигр поднаторели в том, как можно подсунуть геймеру иллюзию свободного выбора под видом свободного выбора. Взять, например, Fable III: вы можете десятками часов сходить с ума по поводу своего морального облика, а закончится всё… косметическими крылышками. Кроваво-красными или белоснежными. Вот и вся дилемма.

Или Infamous Second Son. Какую карму копить - Добрую или Злую? Да, концовка изменится, но на саму игру ваши повседневные действия будут иметь до смешного мало влияния. Складывается впечатление, что видеоигры - линейный опыт. В большинстве случаев это действительно линейный опыт, даже если сами разработчики утверждают обратное.

Иногда выбор вообще не нужен, даже если таковой предоставляется. Допустим, в Mafia III вы в роли Линкольна Клея делите сферы влияния между тремя криминальными лейтенантами, причём от этого зависит и климат в “рабочем” коллективе. Беда в том, что к решениям привязаны награды лично для Клея (то есть для вас). И когда речь заходит либо о снайперской винтовке с глушителем, либо о двух проходных вариантах, 99% игроков уже не будет думать о том, кто хороший, а кто плохой, кто друг и кто враг. Проще говоря, любой нормальный геймер выберет снайперку, наплевав на мораль.

Разумеется, встречаются и редкие исключения - иначе бы мы говорили не о высокой цене, а о недоступности свободного выбора. Пожалуй, ярчайший пример - Fallout 3 и квест “The Power of The Atom”. Взорвать к чёртовой матери ядерную бомбу за щедрое финансовое вознаграждение, или всё же сжалиться над жителями Мегатонны? Вот это уже самый настоящий выбор, никакая не иллюзия. Мало того: сделать его надо в самом начале, игра запомнит этот выбор до самого конца, и от него будут зависеть многие события.

Или GTA V с её тремя абсолютно разными концовками. Не абсолютно чёрными и не абсолютно белыми. Разными. И пути к ним различаются. Ещё один отличный пример - второй “Ведьмак”. Поможете спесивым эльфам, или всё-таки будете придерживаться “нормальных” людей со всеми их недостатками? От этого выбора действительно зависят дальнейшие события, а не косметические крылышки. Но это, повторимся, лишь редкие исключения.

Иногда разработчики выдают Шедевры с большой буквы, но в упор не видят возможности создания поистине впечатляющей альтернативной концовки. Скажем, The Last of Us: любой нормальный человек выберет нечто близкое и по настоящему дорогое вместо помощи абстрактному “всему человечеству”. Поэтому именно такой финал сделали каноническим. Не просто каноническим - единственным.

Но представьте себе сценарий: Джоэл, истощённый умственно и физически после долгой борьбы с грибными зомби, включает внутреннего филантропа и отдаёт Элли в руки хирургов. Операция, как и во все прошлые разы, проходит неудачно, сыворотку из тканей головного мозга не получается создать. И тогда в эпилоге, как в оригинальной Red Dead Redemption, Джоэл убивает всех “Светляков” до последнего. Только движет им уже не один лишь отцовский инстинкт, а чистое чувство возмездия. То ли бюджета не хватило, то ли у разработчиков другое видение, но свободы выбора в финале TLoU нет.

Всё познаётся в сравнений. Лучше уж так, чем как в - внимание, спойлеры! - A Way Out. Это абсолютный чемпион в плане иллюзии свободы выбора. Пройти по мосту или коммуникациям? Сыграть в дартс или нет? Припугнуть деда или обмануть его, чтобы угнать пикап? Без разницы. В финальной сцене с дождём “друзья” зависнут друг напротив друга с пушками хоть на 20 часов, пока кто-то один не нажмёт на спусковой крючок. А всё потому, что господин геймдиректор захотел выжать из вас скупую мужскую слезу. Излишне упоминать, что вместо слезы получается лишь сплошное раздражение.

Про мультиплеер, мораль и выбор вообще говорить нечего. Запускать ядерные ракеты в Fallout 76 или не запускать? Конечно же запускать, а то слишком скучно! Как быть с нубами в Day Z на фоне тотального дефицита провианта на всём острове - помочь им, или же под дулом автомата отнять тушёнку и сникерс, с которыми они заспавнились на пляже? Ответ очевиден.

Так что цените истинную свободу выбора, цените и голосуйте за неё кошельком. А то будете играть только во всякий шлак, вроде чрезмерно расплодившихся “королевских битв”.

Также по теме