0

Какого черта?

Откуда растут рога у демонов Diablo — читайте в исследовании Gmbox.ru.

Какого черта?

Согласно мифологии Diablo, из семи голов убитого богом Ану дракона Татамет образовались три Великих Зла и четыре Меньших. Все они — от самого Диабло до Белиала, который впервые появляется в Diablo III, — позаимствованы дизайнерами Blizzard из религиозных текстов, народного фольклора, а также из основанных на всем этом книг и кинофильмов. Редакция Gmbox.ru подробно рассказала о каждом из них.

Диабло

Князь Ужаса и главный архизлодей серии — краснокожий демон с крутыми рогами и длинными когтями (в Diablo II к ним прибавился шипастый хвост).

«Диабло» — «дьявол» на испанском, в свою очередь произошедший от латинского «диаболус», уходящего корнями в древнегреческий «диаболос» («не внушающий доверия»). По внешности и манере поведения — классический дьявол в представлении средневековых мистиков: Сатана, Люцифер-Светоносец, Денница, Сын Утренней Зари.

История происхождения Люцифера из ветхозаветной Книги Исаии по драматизму не уступает даже чересчур ярким жизнеописаниям героев комиксов, вроде Людей Икс или Бэтмена. Сатана — руководитель восстания херувимов, изгнанный из рая и запертый в гигантской подземной тюрьме с лаконичным названием Ад. О самом восстаним ангелов подробно рассказано в поэме английского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай» — а на иллюстрациях французского художника Гюстава Доре изображен низвергающийся с небес перепончатокрылый ангел-мутант.

Устройство фантастической тюрьмы подробнейшим образом описано в «Божественной комедии» Данте Алигьери, где Люцифер кверх ногами вморожен в подземное озеро.

Явным прообразом Диабло в кинематографе можно считать Повелителя Тьмы в исполнении Тима Карри из фэнтези-фильма «Легенда» Ридли Скотта: огромные рога, та же могучая стать и нездоровый оттенок лица.

Мефисто

Князь Ненависти — рогатый скелет-некромант из финала третьего акта Diablo II и самое человекоподобное из Великих Зол серии. 

Человекообразная манифестация дьявола в мировой литературе традиционно носит имя Мефистофель (от греческого — «не любящий свет») и тесно связана с немецким фольклором. Впервые Мефисто появляется в легенде о докторе Иоганне Фаусте, продавшем некоему Мефистофелиусу душу в обмен на бессмертие. В 1616 году оба героя немецких народных сказок (Фауст и Мефисто) были позаимствованы английским драматургом Кристофером Марло для пьесы «Трагическая история доктора Фауста», а в 1832-м немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете написал стихотворный ремейк «Фауст».

В интерпретации последнего «Фауст» превратился в приятельскую комедию с участием доктора и Мефисто. Но в массовую культуру образ Мефистофеля в итоге пришел не из пьесы Гете, а из написанной по ее мотивам одноименной оперы за авторством французского композитора Шарля Гуно.

Именно оперная версия Мефисто — фирменные брови, острая бородка и прочие запоминающиеся черты образа — была использована Михаилом Булгаковым в качестве Воланда в «Мастере и Маргарите».

В кино самые сильные образы Мефистофеля удались Роберту Де Ниро в «Сердце ангела» и Аль Пачино в «Адвокате дьявола». Примечательно, что в первом фильме герой носит псевдоним Луи Цифер, а во втором — Джон Мильтон.

Баал

Паукообразный, увешанный гниющими щупальцами Князь Разрушения — финальный босс аддона Diablo II: Lord of Destruction. До- и раннебиблейский символ  Мирового Зла.

«Ба'ал» — общее обозначение темного божества до Рождества Христова. В Ветхом Завете упоминается, что филистимляне в городе Аккароне вовсю поклонялись некоему Бааль-Зевуву (он же Вельзевул) — Повелителю Мух. Бааль описывается в Библии весьма туманно, но несмотря на скудную информацию, ощущается, что это очень мерзкое, насекомоподобное существо. Возможно, именно образом Баала вдохновялись в своем творчеством Говард Филлипс Лавкрафт и Ганс Руди Гигер .

В третьей книге Царств во время правления царя Соломона финикийцы начинают называть Бааля Молохом, приносить ему в жертву детей из знатных семей и прочие гекатомбы. Явными духовными наследниками Бааля-Молоха является языческий демон Бафомет, по обвинению в сотрудничестве с которым в 1307 году был сожжен орден рыцарей-тамплиеров, и лавкрафтовская Шуб-Ниггурат из рассказа «Тварь на пороге». Ни в том, ни в другом случае прямого описания монстра не дается — лишь отдаленные аллюзии на козлообразность некоторых элементов монстра.

Самый известный раннебиблейский демон в кино — ассирийский Пазузу из «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина — описывается как демон с козлиными, скорпионьими и змеиными чертами, но выглядит как актриса Линда Блэр.

Дуриэль

Богомолообразный Князь Жуков и Принц Боли — босс второго акта Diablo II: Lord of Destruction и бюджетная версия Баала, похожая почему-то на гидралиска из StarCraft. Титул Принц Боли наводит на грязные мысли о садомазохистких замашках демона.

Самый известный S&M-демон — это персонаж фильма «Восставший из ада» по рассказу британского хоррор-автора Клайва Баркера Hellbound Heart, сыгранный Дугласом Брэдли. В сценарии прото-дуриэль назывался просто «верховным жрецом секты сенобитов». Из-за характерного грима специалисты по спецэффектам прозвали демона Пинхедом (pin — булавка, head — голова). В наши дни Пинхед — один из самых узнаваемых киномонстров наряду с Годзиллой и Фредди Крюгером.

Андариэль

Один из боссов в Diablo II, Королева Суккубов, сестра-близнец Дуриэля и единственная женщина-демон в нашем списке.

Удушающая мужчин собственными волосами Суккуб появлялась в мировой культуре несколько раз — как героиня одноименного рассказа Оноре де Бальзака, персонаж остроумной псевдовампирской истории «Ах, эта Джулия!» американского классика Ричарда Мэтесона, а тажке в полупорнографическом хорроре «Суккуб» испанского режиссера Хесуса Франко.

В апокрифической Библии женским воплощением дьявола выступает первая жена Адама Лилит (по сюжету Diablo являющаяся мамой Андариэль), а в общей иудейской мифологии — ангел проституции Нахема из Каббалистической книги Зогар.

Азмодан

Князь Греха из Diablo III и одновременно идеальная жертва для Джона Доу из фильма «Семь» Дэвида Финчера. Азмодан воспевает все семь смертных грехов: чревоугодие, похоть, алчность, уныние, гордыня, гнев и зависть.

Имя Азмодана — отсылка к Асмодею, демону похоти и страсти из еврейской мифологии, упоминаемому в Каббале, второканонических (не признаваемых фэнбоями) книгах Ветхого Завета, «Молоте ведьм» и тому подобной научно-популярной литературе.

Одна из особых примет Асмодея — хромоногость, восходящая к роману «Хромой бес» французского сатирика Алена Рене Лесажа. Это лихая студенческая комедия, где прихрамывающий демон выступает этаким Гарольдом для юного мадридского Кумара.

Белиал

Демон из второго акта Diablo III — местная версия двуликого бога Януса из римской мифологии. У Белиала два рта, чтобы удобнее было лгать простым смертным.

Белиал упоминается в Ветхом и Новом Заветах, Кумранских рукописях, демонологическом гримуаре «Лемегетон» и прочих литпамятниках раннего христианства — где славится своей лживостью, вероломством и склонностью к сексуальным извращениям.

В любимой хардрокерами 70-х и готической молодежью всех времен «Сатанинской Библии» профессионального сатаниста Антона Лавея личности Белиала посвящен целый раздел церемониальной магии.

Также по теме