0

Рецензия на Diablo III

Рецензия на Diablo III

В мире Diablo III все как всегда: дико кликая мышкой по экрану, миллионы игроков со всего мира жгут каленым железом, рвут на куски и топят в кислоте демонов всех мастей. Недолгие, но мучительные перерывы между очередными забегами в логова зла проходят в еще более мучительном процессе выбора одного из двух (трех, десяти) вариантов шлема-шишака, найденного на поле боя, а также в попытках подобрать наиболее разрушительный набор заклинаний. Если вы ни разу не видели этот процесс в действии, взгляните еще раз на видео, где автор текста занимается этим 12 часов без перерыва.

Отрываться совершенно невозможно и не хочется, но после прохождения в голове появляются неудобные вопросы, чувство раскаяния и другие психологические признаки тяжелого похмелья — включая желание повторить весь опыт снова.

Blizzard принято обвинять в том, что они раз за разом продают публике три игры в разной обертке (соответственно, Diablo, Warcraft и World of Warcraft), что их игры обладают нечестным наркотическим эффектом… Все правда, но обвинять в этом Blizzard — все равно что обвинять маркетолога за то, что ему удалось продать товар, используя в рекламе образ длинных женских ног. В каждой из своих игр Blizzard обращаются к низменным человеческим инстинктам — жажде первенства, стремлению к накопительству и прочим первобытным позывам. В разной степени и разными способами эти же чувства эксплуатирует ваш работодатель, Международный Олимпийский Комитет и продавцы подержанных автомобилей. В разное время этими же свойствами пользовались разработчики игр-подражателей — Titan Quest, Sacred, Loki… Кстати, где они теперь?

Ответ на этот вопрос становится очевидным, если помнить, что Blizzard — это не прекраснодушные художники, а прежде всего — гениальные технари. Сценарий, дизайн, сеттинг и прочий креатив они, кажется, заимствуют из своих любимых фантастических книжек, причем делают это довольно топорно (послушайте только, как говорят герои Diablo III — сплошной пафос и надувание щек на пустом месте), но тон происходящему задает то, что под капотом. Blizzard могут позволить себе устроить публичное тестирование своей игры и растянуть его на год (это норма для сегодняшних ММО, но ведь Blizzard как минимум последние десять лет делает это с каждой своей игрой). Все это время они занимаются скучнейшей работой: меняют порядок, в котором персонажам выдаются новые способности и путем эмпирических наблюдений выясняют, что изменится в игре, если повысить на десять единиц урон от заклинания «Кислотное облако». До этого, пока мы не видим, они точно так же с лупой разглядывают и перетряхивают все элементы игры. Из этого занудства складывается цикл разработки, который может идти десятилетиями.

Blizzard традицонно равнодушна к новым технологиям, но без проблем и тут не обошлось: душераздирающие истории о сгоревшей видеокарте, слишком слабом ноутбуке или медленном пинге (игра требует постоянного соединения с интернетом) не смолкали в редакции последние несколько дней.

Но в итоге мы получаем не ту же игру в новой обертке, а принципиально новую сборку, в которой, однако, безошибочно угадывается образ прародителя. Ощущения от Diablo III идентичны ощущениям от Diablo II — и это гигантское достижение, учитывая, что игры разделяет двенадцать лет. Вдумайтесь в этот срок: лично я двенадцать лет назад искренне радовался игрушкам из набора «хэппи-мил»; с тех пор «хэппи-мил» уже не приносит былого восторга, а вот Diablo, поди ж ты, как новенькая. И она действительно новенькая. Принципиально изменилась система прокачки — теперь каждый уровень мы получаем либо новую способность, либо неожиданную модификацию старой (теперь это называется «рунами»).

У каждого класса появился свой уникальный источник энергии: варвар черпает силы в боевой ярости (из-за чего вынужден постоянно быть в гуще сражений), монах копит энергию «ци», а доктор-шаман восстанавливает ману автоматически и высасывает ее из врагов. В связи со всем этим из игры исчезли синие бутылочки — для тех, кто играет в Diablo не впервые, это настоящий шок, потрясение основ. Ну а главная цель всего процесса — не вкачать нужное количество очков в правильные навыки и характеристики, а научиться подбирать эффективный набор способностей под каждый конкретный бой.

По большому счету все эти нововведения укладываются в одно слово — «осовременили». Парой мощных движений и миллионом мелких штрихов Blizzard развернули Diablo лицом к т.н. казуальной аудитории — но ровно настолько, чтобы ее можно было пройти от начала и до конца без мата и калькулятора. Для более требовательных игроков: сложносочиненная комбинаторика (экспериментируя с набором навыков и рун, можно прозевать и подъем, и отбой), новая система крафтинга. И мучительно сладкие дилеммы по выбору самых полезных, с точки зрения параметров персонажа, кожаных штанов — для всех.

В конечном итоге игре как-то удается угодить сразу всем, хоть и не всем — надолго: главная претензия к Diablo III состоит в том, что выше рогов дьявола не прыгнешь — это новая старая Diablo, ну а Blizzard — это что-то вроде героев сериала Mad Men. Они наслаждаются лаврами королей в тех жанрах, которые, по большому счету, сами же культивировали и благодаря этому настолько срослись с самим образом игровой индустрии, что теперь им, кажется, можно все. С плохо скрываемым самодовольством эти люди выводят на сцену нелепых ангелов со стальными нимбами, с серьезным выражением лица рассказывают о пробуждении очередного адского сатаны, без всякой меры льют на экран кишки, кровь, огонь и смолу — но именно за эту почти детскую уверенность в собственной крутости мы готовы каждый раз звать их на бис. В конце концов, какого черта — это же Diablo.

Ключи:

5772989791569772526747110
8610637119268813902575168
7314804372681914594885893
8162951815739065547217956
9508701890605524978660295

Также по теме