1

Игре, без которой не было бы Mass Effect и Dragon Age, исполнилось 20 лет

Игре, без которой не было бы Mass Effect и Dragon Age, исполнилось 20 лет
20 лет назад вышла RPG под названием Baldur’s Gate. Конечно, таких фанфар, как по поводу Half-Life, в игровых СМИ не наблюдается, но эта игра тоже навеки изменила не только ландшафт гейминга, но и судьбу одной небольшой студии. BioWare. “Слышали про такую?” - сейчас этот вопрос покажется, по меньшей мере, идиотским, но в далёком 1998-м году он был вполне себе легитимным.

Ибо в активе творческого коллектива на тот момент числился лишь один релиз - Shattered Steel. Был это симулятор человекоподобного боевого робота, качества уровня “так себе”. Ясно, что Bioware вдохновлялись Mechwarrior, но - не получилось, и всё тут. Затем студия решила попробовать себя на другом поприще, и вариантов было не так много. Уж если не sci-fi, так фэнтези.

И здесь BioWare сорвали джекпот. Небольшой, никому не известной конторе первой удалось засунуть комплексную, громоздкую, но проверенную временем и надёжную систему Advanced Dungeons & Dragons под капот. Да, в Baldur’s Gate по прежнему катились многогранные дайсы и совершались ходы - можно было даже включить подробные отчёты - но происходило это плавно, элегантно и стремительно. В реальном времени, с интерактивной паузой для любителей тактического планирования.

Это стало настоящей революцией на тот момент, ведь даже Fallout выбрал строгую походовку. Но true AD&D в сочетании с real time - это далеко не всё. Игра могла похвастаться безупречной графикой и блестящими particle-эффектами. Проще говоря, магия действительно выглядела фантастически. На рубеже двух столетий как раз стали массово появляться первые “полуказуальные” геймеры, которые не были стопроцентными нёрдами. Вот они-то и приходили в Baldur’s Gate не ради AD&D, а ради красивой обёртки. Это был настоящий успех.

Конечно, в игре были свои недостатки, и о сбалансированности современных RPG ей оставалось только мечтать. Например, Baldur’s Gate буквально наказывала игрока за “неправильный” выбор класса. Почти в самом начале, в таверне Friendly Arm, главного героя поджидал наёмный убийца. Воин справлялся с ассасином без особых проблем, но для любого кастера это было настоящим испытанием.

Ко второй части Bioware провела масштабную работу над ошибками, а также добавила в Baldur’s Gate 2 принципиальное нововведение: акцент на внутренних отношениях пати - и конечно же романсы. Ничего не напоминает? Да, конечно же Dragon Age и Mass Effect. Без упомянутых, скажем так, “социальных” механик первая - и в особенности вторая - не стали бы известными до такой степени, какая привычна нам всем сегодня. Спросите у любого нормального геймера, что важнее - спасти человечество или переспать с фиолетовой инопланетянкой? - и вы услышите совершенно очевидный ответ.

Наследие Baldur’s Gate живёт и по сей день, и мы имеем в виду не только лишь ремастеры для планшетов и ПК. Icewind Dale и психоделическая Planescape Torment - это всё тоже отпрыски Baldur’s Gate. Из более современных идеологических последователей можно назвать две части Pillars of Eternity и Divinity: Original Sin (опять же, обе части).

При этом стоит отметить, что как и в фильме “Поворот не туда”, студия Bioware могла бы сделать поворот не туда. Начать разрабатывать фэнтези-RPG с полноценными AD&D-механиками сразу после симулятора гигантских боевых роботов - по меньшей мере, странное решение. Но оно было принято, в результате чего дальнейшие события потекли в правильном русле. В свете всего этого остаётся лишь надеяться на то, что Dragon Age 4 через пару-тройку лет станет оглушительным успехом, а Anthem не постигнет печальная судьба Shattered Steel.

Также по теме