1

Activision Blizzard: счастливый брак или "бьёт значит любит"?

Activision Blizzard: счастливый брак или "бьёт значит любит"?
Blizzard вступает в голодный 2019-й год. Вектор компании задан не из простых: сокращать персонал (не во всех департаментах, но об этом позже), урезать расходы и при этом делать больше игр. На этом фоне финансовый отдел, который раньше сидел тише воды - ниже травы, теперь стал всячески качать права и, по сути, управлять деятельностью студии.

Весь 2018-й сокращение расходов было главной темой в Blizzard. Конкретный пример: в компании есть специальная программа Career Crossroads, “Карьерные Перекрёстки”. Суть её заключается в следующем: в США достаточно сложно уволить сотрудника, трудоустроенного по постоянному контракту, и фирмы иногда выкупают у работников их ставки. Проще говоря, человек забирает зарплату месяцев за 6, и уходит добровольно.

Так вот, ранее действие этой программы распространялось только на отдел технической поддержки, теперь (начиная с 2018 года) она действует и в IT, и в отделе контроля качества. Требования к сотрудникам, желающим сорвать джекпот и уйти, тоже смягчились - теперь это могут сделать не только ветераны.

При этом Blizzard достаточно активно нанимает в креативные команды, которые занимаются непосредственно созданием игр. Как мы уже подчёркивали, новый вектор - это “больше игр - меньше трат”. Чем это обусловлено? Есть сразу несколько причин. Относительно слабый год Activision Blizzard, отсутствие регулярных релизов (Overwatch вышел чуть ли не 3 года назад), и конечно же растущее влияние Activision.

Формально Blizzard остаётся независимой компанией, но и ежу ясно, что с момента слияния в 2008-м, в неё запустил свои цепкие когти Бобби Котик, генеральный директор Activision. Вместе с мистером Котиком пришли финансисты, чьё влияние стало расти в геометрической прогрессии.

Один из ветеранов студии, покинувший её в прошлом году, на условиях анонимности заявил в интервью Kotaku следующее: раньше финансовый отдел был “невидимой функцией” Blizzard, теперь “бизнесмены” стали внезапно появляться на встречах и говорить всем, что делать. Началась самая настоящая борьба между креативным коллективом и деловыми людьми. Последние практически победили: теперь стратегические решения принимаются в финансовом отделе.

“Какие технологии использовать в новом проекте?” или “Сколько тратить на подарочные коробки для Blizzcon?” - для финансистов теперь не существует мелких вопросов, они стремятся контролировать буквально всё. Олицетворением новых тенденций стал Армин Зерза - операционный директор Blizzard. Именно он привёл с собой бизнес-ориентированных топ-менеджеров из Activision и - что намного хуже - из консалтинговой компании McKinsey.

Разумеется, приоритеты этих “костюмов” не совпадают с устремлениями ветеранов Blizzard, пришедших из гаражей и с бабушкиных чердаков, а не из МВА бизнес-школ. Ещё в прошлом году новый финансовый директор компании, Амрита Ахуйя, начала знакомство с подчинёнными с требования экономить.

Здесь стоит отметить, что в последнее время среди крупных компаний стало модно нанимать на топовые должности индийских “математиков” вроде Сатьи Наделлы или Сундара Пичая. Да, эти безукоризненные топ-менеджеры могут обеспечить идеальную экономию, но понятие духа как таковое им незнакомо. Между тем, без духа в Blizzard никак нельзя.

Ещё один анонимный экс-сотрудник студии заявил, что госпожа Ахуйя регулярно напоминала о необходимости экономить - каждый месяц, если не чаще. Мало того: она делала конкретные шаги в этом направлении. Например, в самом конце прошлого года было свёрнуто киберспортивное направление Heroes of The Storm, а команду разработчиков постигли существенные сокращения. У кастеров и спортсменов, построивших свою карьеру на HoTS, подгорело, но CFO Blizzard это уже особо не интересовало - главное, что косты порезали.

Судя по усиленно циркулирующим в компании слухам, в 2019-м году почти никто не застрахован от увольнения. Исключением являются лишь те, кто работает непосредственно над играми, и то - никто не знает, что именно признают “слабым звеном” после HoTS. Можно ли всего этого избежать и оставить, как есть? Вряд ли, ведь семена раздора были посеяны ещё в 2008-м, в момент слияния двух слишком разных компаний.

Activision каждый год железобетонно выпускает по новой Call of Duty - не пропущена ни одна осень, начиная с 2004 года. При этом Blizzard делает игры в своём темпе, а потом ещё и тестирует их невероятно долго. Скорее всего, эта эпоха прямо сейчас уходит в прошлое, мы присутствуем при историческом моменте.

Больше игр, меньше трат, радикальные сокращения в отделе контроля качества, Diablo Immortal, явно рассчитанный в первую очередь на рынок КНР - всё это весьма тревожные тенденции. Только наивный может подумать, что вот теперь, под нажимом Activision, Blizzard будет выпускать по одному хиту масштаба Diablo 3 или Overwatch каждый год. Куда проще представить себе “проекты” уровня качества PUBG в момент его выхода в раннем доступе в Steam.

Также по теме