0

Всё, что вы хотели знать о разводе Bungie и Activision, но боялись спросить

Всё, что вы хотели знать о разводе Bungie и Activision, но боялись спросить
Какое прекрасное время, чтобы быть живым! Все мы стали свидетелями величайшего развода года, если не десятилетия. Нет, речь идёт не о бывшей жене основателя Amazon, которая внезапно стала самой богатой женщиной в мире, а о досрочном прекращении действия договора о сотрудничестве между Bungie и Activision. Отныне студия, подарившая миру Halo и Destiny, станет инди (если так можно выразиться о титане подобных масштабов), а Activision Blizzard пойдёт своей дорогой.

Bungie разводится уже не в первый раз, но теперь - куда более удачно. Когда студия разрывала деловые отношения с Microsoft, от прав на Halo пришлось отказаться. Они и по сей день принадлежат Microsoft, которая силами 343 Industries готовит Halo Infinite. Десятилетний договор с Activision Bungie заключила в 2010 году, так что официально он должен был действовать ещё целый год. В этот раз, в отличие от истории с владельцами Xbox, удалось договориться полюбовно: Bungie сохранила за собой права на Destiny.

Бизнес-аспекты громкого события и перспективы франшизы мы ещё обсудим, но сейчас у ПК-игроков, увлекающихся Destiny 2, наверняка есть резонный вопрос: а не выпилит ли Blizzard, оскорблённая в лучших чувствах, игру из Battle.net? Спешим вас успокоить, глубокоуважаемые сограждане: компания уже выпустила официальное коммюнике, в котором заявляет, что продолжит продавать и поддерживать как саму Destiny 2, так и весь дополнительный контент к ней.

У каждого разлада серьёзных отношений есть фундаментальная и сиюминутная причина, и в случае с Bungie и Activision они прослеживаются весьма легко. По условиям контракта, студия была обязана каждые два года выдавать по новой Destiny, однако первая вышла лишь в 2014-м (вместо 2013-го), а вторая подоспела лишь к 2017-му. Стало ясно, что Bungie - даже с фантастическим бюджетом (как известно, первая часть обошлась в 500 млн долларов) и внушительным количеством сотрудников - способна только на одну Destiny раз в три года.

При этом Activision - вернее, её студии, заточенные ровно под одну франшизу - исправно выдаёт по одной Call of Duty каждую осень, без сбоев и перерывов. Так что на лицо нарушение условий договора со стороны Bungie, и это - фундаментальная причина. Теперь - к сиюминутной. Как вы помните, ещё осенью Activision выразила недовольство по поводу финансовых результатов DLC Forsaken. Причём издателя не устроили не столько сами продажи, сколько пресловутый “шлейф доходов”, который оказался недостаточно большим.

В Activision очень быстро придумали решение проблемы: ещё больше микротранзакций. На что Bungie дала вежливый, но решительный ответ, суть которого сводилась к тому, что видение будущего франшизы разработчиком и издателем разошлось. Дальновидные эксперты (Gmbox ненавязчиво намекает на себя) ещё тогда поняли: за ширмой хороших манер скрываются реальные проблемы и противоречия - такие, по сравнению с которыми любой beef русских рэперов покажется детской вознёй в песочнице.

Провидцы были правы. Буквально через пару-тройку месяцев все эти расшаркивания в стиле “милостивые государи, не соизволите ли добавить ещё пригоршню микроплатежей?” превратились в досрочное прекращение деловых отношений. Для игровой индустрии это стало как гром среди ясного неба. Реакции весьма любопытны и, если можно так выразиться, показательны.

Первым делом поздравлять Bungie ринулись Microsoft и Epic Games. Как известно, Microsoft сейчас весьма активно скупает талантливые студии, готовясь к жестокой битве на следующем поколении консолей. Не исключено, что компания может хотеть вернуть Bungie. Перспективы у такого развития событий захватывающие - для самой Microsoft, разумеется. Можно укрепить коллектив 343 Industries, работающий над Halo, а в дальнейшем и последующие Destiny сделать эксклюзивом Xbox.

Конечно, Bungie пока что разглагольствует о сохранении независимости, да и рынок видеоигр уже не тот, что был 5 - 10 лет назад: сегодня не обязательно идти под крыло крупного издателя. Обладая добрым именем и внушительным портфолио, можно привлечь пару сотен миллионов долларов от китайских инвесторов, которые не будут лезть в творческий процесс, претендуя лишь на свой процент от продаж. Возможно, Bungie ждёт именно такое будущее.

Однако помимо того, чтобы сделать качественную игру, её нужно ещё и эффективно распространять. И здесь мы вспоминаем сердечные поздравления от Epic Games, которые недавно запустили свой собственный магазин - Epic Store. Как известно, он предлагает куда более справедливый сплит разработчикам и издателям, чем Steam, и это уже подействовало на одну популярную франшизу-сервис.

Ubisoft удалила The Division 2 с площадки Valve. Теперь ПК-игроки могут оформить предзаказ только в магазине французской компании - или же в Epic Store. Ну что тут скажешь, шальные деньги Fortnite действительно всколыхнули застоявшееся болото электронного игрового ритейла. Ясно, что саппорт Blizzard не продлится дольше жизненного цикла Destiny 2, а затем - в современном мире всё возможно. Не исключено, что на ПК Destiny 3 станет эксклюзивом магазина Epic.

Кстати, раз уж мы заговорили о Destiny 3 - когда она выйдет? Аналитики Cowen & Company вангуют 2020 год. Честно говоря, для такого предсказания не надо быть экспертом семи пядей во лбу. Мы уже остановили, что комфортный темп работы для Bungie - одна игра в три года. 2014 - 2017 - прибавляем три - получаем 2020-й год. Всё вполне логично. Если верить инсайдерам и - что более важно - утечкам от AMD, производящей компоненты для двух заклятых врагов, именно в 2020-м мы получим новые консоли как от Sony, так и от Microsoft. Таким образом, третья Destiny, как и первая в своё время, может стать эпичным некстген-шутером, при этом не размениваясь на версию для предыдущего поколения.

Во всей этой истории есть ещё и вторая сторона, Activision Blizzard, которую можно назвать условно пострадавшей. Хотя почему “условно”? Новость о разводе подоспела уже после закрытия торгов, и акции с тикером ATVI на NASDAQ упали на 7%. Ясно, что в ближайшие торговые сессии уход Bungie будет ощутимо давить на ценные бумаги компании. В конце концов, у Activision Blizzard не так уж и много талантливых студий, чтобы ими разбрасываться, а в данном случае потеряна ещё и интеллектуальная собственность, то есть франшиза Destiny.

Да и в целом у Activision Blizzard сейчас явно не белая полоса: анонс мобильного Diablo на Blizzcon стал самым настоящим провалом, а отказ от киберспортивной поддержки Heroes of The Storm явно свидетельствует о том, что компания перешла в режим жёсткой экономии. Не хочется заканчивать на минорной ноте, поэтому пожелаем Blizzard хотя бы через пару-тройку лет выпустить сногсшибательный Diablo 4 в духе второй части (циркулируют такие слухи), а Bungie - задуматься о радикальном ребуте Destiny и превращении её в долгоиграющий продукт а-ля Warframe, не заставляющий игроков начинать с нуля каждые три года.

Также по теме