0

Ace Combat в реальной жизни: как Boeing 747 мог стать авианосцем

Ace Combat в реальной жизни: как Boeing 747 мог стать авианосцем
Всем нам знаком характерный облик Boeing 747, а некоторые даже на нём летали. Эти счастливчики отлично знают, что четырёхмоторному монстру любая турбулентность нипочём: в небе он движется спокойно и величественно, словно огромный пароход. Вообще нужно сказать, что этот самолёт поражает воображение. Причём воображение не только гражданских по всему миру, но и ВВС США. Мало кто об этом знает, но из Boeing 747 всерьёз собирались делать… авианосец. Да, именно авианосец, а не стратегический бомбардировщик или самолёт дозаправки в воздухе.

Начнём издалека. Поначалу кажется, что воздухоплавающий авианосец - это некий плод разыгравшегося японского воображения, чистой воды фантастика, место которой - только во франшизе Ace Combat. Но на самом деле, концепцию уже несколько раз воплощали в жизнь. Правда, мягко говоря, с переменным успехом.

В далёком 1917 году, пока большевики делали Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию, британские инженеры были заняты более полезным делом: они устанавливали на Его Величества Дирижабль №23 (HM Airship No.23) катапульту-трапецию. При помощи этого механизма удалось произвести успешные запуски истребителей Sopwith Camel прямо в воздухе. Тем не менее, до серийного производства концепция так и не добралась.

В 30-х годах эстафетную палочку перехватили американцы: уже тогда они начали понимать, что демократию и справедливость лучше нести с воздуха, в виде бомб. Свет увидели два воздушных корабля класса Akron - оба всего на 6 метров короче печально известного германского “Гинденбурга”, что делало их одними из самых огромных объектов в небе.

Каждый дирижабль со внутренним ангаром был рассчитан на 5 “паразитных” (то есть компактных) бипланов Curtiss F9 Sparrowhawk, причём цеппелин не только запускал, но и принимал самолёты обратно на борт - прямо в воздухе. Бравые американские дирижабли так и не увидели настоящий action: оба погибли в инцидентах, связанных с погодой. Причём одно из крушений насчитывало 73 жертвы - больше, чем в случае с тем же “Гинденбургом”. Приблизительно на этом эпоха дирижаблей и закончилась. Но идея создания воздухоплавающих авианосцев была жива.

В 1968 году наступило будущее. К восторгу ошалевшей публики, Boeing представил 747-й: этот авиалайнер был в 2 с лишним раза больше всего того, что было до него. “Джамбо джет” во многом обязан своим существованием Хуану Трипу, президенту Pan American Airlines. Он понимал, что для демократизации перелётов и разгрузки забитых аэропортов нужен поистине огромный самолёт, ну а в Boeing уже позаботились о технических деталях.

История сохранила визионерскую фразу Трипа: “747-й станет великим оружием мира, соревнующимся с межконтинентальными ракетами в борьбе за судьбу человечества”. Министерство обороны США увидело в этой в общем-то пацифистской сентенции только интересующую часть: “станет великим оружием”. Программа по военному использованию Boeing 747 появилась в 1973 году. Учитывая нашу сегодняшнюю тему, легко разгадать намерения ВВС США тех времён: превратить мирный “Джамбо джет” в авианосец.

Уже тогда глобальное превосходство в воздухе было важнейшей частью военной доктрины США, но перемещение авианосных групп по морю занимало недели, а иногда даже и месяцы. Воздухоплавающий авианосец теоретически мог достичь любой точки мира в считанные часы: разумеется, американское командование ухватилось за такую идею.

Идея начала “оживать” ещё до 70-х, когда стратегические бомбардировщики, способные облететь полмира, стали нормой. Загвоздка была в том, что сами бомбовозы с их внушительными топливными баками могли это сделать, но истребители сопровождения - нет. У конструкторов возникла “блестящая” идея: сделать самолёт, который целиком помещается в бомбовый люк.

Так появился McDonnell XF85 Goblin - по сути, одна турбина с крохотной кабинкой и маленькими крылышками. Любая турбулетность отправляла эту разжиревшую блоху в крутое пике, и до серийного производства, разумеется, не дошло. Затем американские конструкторы стали исследовать совсем уж безумные концепции, вроде подсоединения двух полноразмерных истребителей к крыльям бомбардировщика. В воздухе практически ни один лётчик-испытатель не смог продемонстрировать требующуюся ювелирную точность, а любая серьёзная ошибка была чревата разрушением крыла, так что от идеи отказались.

В середине 50-х поняли, что дозаправка в воздухе - куда более рациональная технология, особенно если речь идёт лишь о дальности полёта. Любые работы над летающими авианосцами были заморожены. Однако где-то в недрах Пентагона дремала мечта: не только быстро доставлять самолёты в любую точку мира, но и пополнять боекомплект, и даже проводить базовое техническое обслуживание прямо в воздухе.

Поэтому, как мы уже говорили, в 1973 году военные, вдохновлённые гражданским 747-м, поручили Boeing разработку соответствующей концепции. После многих месяцев напряжённой работы, инженеры компании предложили следующее: внутри 747-го на специальном конвейере закрепляется 10 истребителей. Запускать их планировалось через два стартовых отсека в нижней части корпуса.

Запуск двух истребителей - 80 секунд. Пополнение боекомплекта - 10 минут. Также предусматривалась дозаправка в воздухе без “парковки” истребителя внутри 747-го. Были распланированы отдельные отсеки для запчастей и вооружения, а также кабина для персонала. Экипаж авианосца должен был составлять 44 человека: 14 пилотов истребителей, 18 разноплановых специалистов и 12 человек - команда самого “Боинга”.

Как оказалось впоследствии, проблема была в истребителях - да и в самом 747-м тоже. “Боинг” не мог взять на борт полноразмерные самолёты, речь вновь шла о так называемых “паразитах”. Компания предлагала модели в 2 раза легче стандартных, с небольшим размахом крыльев - и скромным вооружением. Тем не менее, как утверждали в Boeing, “Микрофайтер” мог выступать на равных с МИГ-21.

В 60-х - 70-х годах техника и искусство воздушного боя стали развиваться стремительно. В Пентагоне поняли, что через пару-тройку лет предложенные “Микрофайтеры” смогут одержать верх только над ВВС диктатора какой-нибудь третьеразрядной банановой республики - при том, что потенциальным соперником, как всегда, был военно-технический powerhouse, СССР. Проект Boeing 747 AAC (airborne aircraft carrier, то есть воздухоплавающий авианосец) отложили в долгий ящик.

Но мы не зря говорили о стремительной эволюции техники и воздушного боя: сегодня всё большую и большую роль играют дроны, и Darpa, научно-производственное подразделение армии США, приступает к финальной стадии программы “Гремлины”. Цель этой программы - создание беспилотных летательных аппаратов многоразового использования, которые будут стартовать с воздуха. Только в этот раз в качестве авианосца будет выступать не гражданский Boeing 747, а вполне себе военный Lockheed C-130 Hercules.

Также по теме