Святослав Бочаров играет в Resident Evil 2 | Online

0

Обзор "Метро: Исход", или новый ядерный эталон

Обзор "Метро: Исход", или новый ядерный эталон
War. War never changes. Если бы: она меняется, и меняется к худшему. Приходят новые жадные экзеки, акционеры постоянно требуют большего, в погоне за длинным долларом, который сегодня есть якобы лишь в мультиплеере, под нож идёт не только сюжетная кампания, но и концепция NPC. Другие в погоне за постъядерным хайпом делают рескин собственной карты годовой давности, и только 4A Games кровью и потом, честным трудом, с последним фильтром в противогазе пробивается к триумфу сквозь плотную стену радиации.

“Метро: Исход” - именно то, что долгие годы ждали фанаты подлинной постъядерной эстетики, но так и не получили ни в Fallout 4, ни (тем более!) в играх, вышедших впоследствии. Причём именно “Метро: Исход”, а не Metro: Exodus, ибо даже если вы западник, а не славянофил, в эту игру надо играть исключительно на русском языке, иначе упустите изрядную долю до боли знакомого колорита.

Теперь немного объективности перед цунами восторга. “Метро” не стремится взять пальму первенства оригинальности. Геймплейные механики закрытых секции игры скопированы с двух предыдущих частей, а открытых - со “старших братьев”, выбравшихся на поверхность open world первыми. Проще говоря, на просторных картах вы увидите как Far Cry, причём в изобилии, так и чуть более неожиданные варианты, вроде Metal Gear Solid V.

Мало того, в игре впервые появился мобильный социальный хаб, к обитателям которого вы прикипите душой и сердцем: паровоз “Аврора”. Здесь вам и эмоциональные передряги, и споры перед заданиями, и чисто утилитарные апгрейды, помогающие в борьбе с бандитами и мутантами. А это значит что? Правильно: “Нормандия” из оригинальной трилогии Mass Effect.

Но в этом нет ровным счётом ничего плохого. Печальная судьба Metal Gear Solid и Mass Effect нам всем известна, а Far Cry после года инноваций ударился в самокопирование. Кто-то же должен нести факел вперёд, верно? Пускай это будет “Метро”.

Кстати, о факеле - уже не метафорическом, а фактическом. Его лучше не нести, а тушить. Кроме срежиссированных action-стычек, игра построена на стелсе, а стелс - на освещении. Вернее, на его отсутствии. Да, творцы из 4А Games в юности явно переиграли в оригинальный Thief, и теперь довели эту геймплейную механику до совершенства. Всего через пару часов игры у вас появится безусловный рефлекс саботажника: увидел источник освещения - выключи.

Впрочем, разработчики порой элегантно подшучивают над своей же механикой. Без спойлеров, но в некоторых жутковатых ситуациях со специфическими врагами вы будете лихорадочно включать каждую попавшуюся на пути вонючую керосинку, и при этом светить не только фонариком, но и зажигалкой, паля от бедра из “Калаша”. Да, “Метро” не изменяет своим традициям и по прежнему слегка заигрывает с жанром хоррор.

С точки зрения стелса, отличным нововведением стал полноценный цикл дня и ночи, который раньше - ясное дело, в тоннелях-то - был не нужен. Разработчики попытались сбалансировать два времени суток: ночью люди теряют бдительность и даже спят, но на охоту выходят самые опасные твари. Днём бандиты начеку, зато мутанты предпочитают вздремнуть.

Практика показала, что день всё же предпочтительнее: изуродованные радиацией твари куда опаснее, чем изуродованные жизнью люди. Бывалый сталкер с приличным опытом в Far Cry и Thief бесшумно зачистит лагерь бандюганов с помощью одной консервной банки, одного метательного ножа и своих собственных рук, а вот с прущими напролом чудищами, которые почти ничего не боятся, шутки плохи.

Конечно, рано или поздно дерьмо всё же попадает на вентилятор, и тогда на помощь приходит блестящая система моддинга пушек. Это не просто квадратный или круглый прицел, немного меняющий эстетику, а реальный конструктор. Простой пример: обычный револьвер можно превратить в снайперскую винтовку, заменив оптику и поставив приклад вместо рукоятки. Длинный ствол усилит урон, но если то самое дерьмо ещё не попало на тот самый вентилятор, вполне можно поставить глушитель.

Вы наверняка уже устали от слова “стелс”, но ничего не поделаешь: это краеугольный камень не только геймплея, но и сюжета игры - примерно как в Dishonored. Дело в том, что “Метро: Исход” даже самого чёрствого мизантропа пытается научить человечности. Хотя бы рациональному гуманизму, если уж на то пошло. Квинтэссенцию этого можно услышать во фразе Анны. Спутница Артёма говорит, что после войны и так мало людей осталось, а если каждого встречного убивать, то и вообще про человечество как таковое забыть можно.

Не упускайте из виду тот факт, что Артём - не зелёный новичок, не какой-нибудь Джейсон Броуди. Бывалому спартанцу, ветерану защиты бункера Д6 было бы легко решить практически любую проблему, сверкая всеми пушками. При этом игра не навязывает стелс, как это делают некоторые - никакого экрана Game Over при обнаружении здесь не будет. “Метро” деликатно предлагает: вот, мол, тернистый мирный путь, а ты уж думай.

И достаточно быстро вы поймёте, что этот сложный вариант - не для того, чтобы пожалеть каких-то рандомных культистов, бандитов или рабовладельцев. А для того, чтобы в будущем у Артёма и команды “Авроры” не было серьёзных проблем. Да, вы уже переживаете за попутчиков, причём не только за супругу и её отца. Вот он, эффект Mass Effect в действии.

Кстати, раз уж заговорили о попутчиках, давайте и о сюжете - без major спойлеров по игре. Прежде всего, порадуем господ книгочеев: если вы уже прочли “Метро 2035” Дмитрия Глуховского, не расстраивайтесь - вы себе ничего не заспойлерили. Книга заканчивается тем, что Артём вместе с Анной покидает Москву на праворульном японском автомобиле. Игра же начинается с бегства из Москвы на паровозе “Аврора”, причём не только с супругой, но и с Мельником, и с ключевым составом спартанцев.

Цель беглецов проста: на бескрайних просторах Родины найти местечко без зашкаливающей радиации, и жить там спокойно. Главное чтобы не в тоннелях. Кстати, лор игры блестяще объясняет её композицию. “Метро: Исход” - не полностью открытый мир, а набор внушительных карт, но в отличие от “Ведьмака”, возвращаться к предыдущим нельзя. И неудивительно: “Аврора” - не “Нормандия”. Советский паровоз только смотрится грозно, но на самом деле дышит на ладан. Да и солярка с углём - на вес золота в разбомбленной стране, так что Артём и товарищи не могут позволить себе роскошь обратных билетов.

Проще говоря, перед тем как паковать вещички, выполняйте все сайд-квесты, исследуйте все вопросительные знаки на карте. Помните о том, что “Метро: Исход” вознаграждает пытливых и любознательных. Никакого RPG-шного опыта в игре нет, свежевания мутантов - тоже. Прокачаться по принципу Far Cry не получится, так что исследуйте, исследуйте и ещё раз исследуйте. Новый бронежилет, усиленный шлем, прибор ночного видения - всё это разбросано по хитрым тайникам.

Спешить всё равно некуда. Другую высокобюджетную постъядерную игру столь внушительных стандартов качества вам придётся ждать не месяцами, а годами. Как поезда на захолустном полустанке, в который случайно угодила ядерная бомба. Ах да, и вот ещё что. Многие будут охотиться на “Метро” на торрентах, и их этот совет не касается. Но если решили брать лицензионку - берите прямо сейчас, не задумываясь, не ожидая каких-либо скидок. В игре - кстати говоря, созданной украинским коллективом - поднимаются очень серьёзные вопросы касательно природы власти и религии. Могут и забанить.

+ Пьяный Fallout 76 уронил факел немирного атома и скатился в канаву. “Метро: Исход” с достоинством понесла ядерный светоч дальше
+ После затхлых тоннелей двух первых частей, огромные открытые карты “Метро: Исход” стали глотком свежего воздуха
+ Ветвящийся на основании стелса и рационального гуманизма сюжет

Оценка: 10 из 10

Также по теме