6

What the FAQ is this: 32-х и 64-х разрядные ОС

What the FAQ is this: 32-х и 64-х разрядные ОС
Когда мы говорим об играх для ПК, мы, в подавляющем большинстве, подразумеваем тайтлы для платформы Windows. Возможно, сейчас вопрос разрядности Винды для многих геймеров не стоит, но мы всё же решили внести ясность.
Итак, разрядность — это способность системы одновременно обрабатывать определенное количество битов. Всего существует только два вида систем: 32-х и 64-х разрядные. Это же справедливо и для самих приложений.

Понятия 32-разрядная и 64-разрядная относятся к способу обработки данных процессором (ЦП)) компьютера. 64-разрядная версия Windows использует большой объем оперативной памяти (ОЗУ) намного эффективнее, чем 32-разрядная версия. 64-разрядная операционная система работает быстрее при одновременном запуске нескольких программ и частом переключении между ними.

Если вы "стильный-модный-молодежный" юзер и операционка у вас самой последней версии, а компьютер не особо древний, то скорее всего, у вас установлена 64-разрядная Windows 10.

Если ваш процессор не поддерживает 64-разрядность, то новая ОС не сможет работать с ним. Подобные устаревшие процессоры широко использовались в 2003 году, но их массовый выпуск прекращен в 2010. Намекаем вам: настала пора апгрейда, время улучшить комплектующие. За 9 лет было выпущено множество более современных и совсем недорогих моделей.

В случае, если у вас есть славный представитель старого парка ПК, то для него есть 32-битные версии ОС. Несмотря на то, что срок жизни предыдущей ОС Windows 7 подходит к концу, все еще осталось какое-то количество геймеров (вероятно, хардкорных) на "семерке". Чтобы в Windows 7 определить, какая версия Windows используется на компьютере (32-разрядная или 64-разрядная): откройте компонент "Система". Для этого нажмите кнопку Пуск, щелкните правой кнопкой мыши "Компьютер" и выберите пункт "Свойства". В разделе Система можно просмотреть тип системы.

Предыстория появления понятия 32-разрядной версии основана на архитектуре х86, которая впервые была реализована в ранних моделях процессоров компании Intel, устанавливаемых на первых компьютерах IBM PC. Их названия оканчивались на эти две цифры, например, процессоры 8086, 80186, 80286 и т.д. В дальнейшем данная 32-разрядная архитектура была осуществлена в процессорах других производителей и получила общее название Intel Architecture IA-32, т.е. 32-битная версия процессора.

В 2002 году компанией AMD было разработано 64-битное расширение архитектуры х86 в процессорах семейства К8, которое называлось х86-64 или AMD64 и позволяло выполнять программы в 64-разрядном режиме. Компания Intel также предложила свое название 64-разрядной версии расширения - EM64T. В любом случае данная разработка удваивала разрядность основных внутренних регистров и увеличивала объем адресуемой процессором памяти. Таким образом, 64-разрядная архитектура имеет новые наборы программных кодов, может работать с большим объемом оперативной памяти, что дает значительный прирост производительности.

64-битная ОС позволяет запускать и обычные 32-битные программы. Привычным способом, никаких настроек для этого не требуется. Просто в 64-битной системе присутствует подсистема выполнения 32-х разрядных приложений. Поэтому, вы с успехом можете устанавливать и работать как с 32-битными, так и с 64-битными приложениями.

Для геймеров поддержка операционкой большого количества оперативки, несомненно, является одним из важнейших факторов в выборе софтверной экосистемы. К примеру, в играх хайрез-текстуры являются главными «пожирателями» оперативной памяти. Они потребляют ОЗУ, которая может быть ограничена не только физическими возможностями компьютерного железа, но и, иногда, разрядностью операционной системы.

Пожалуй, на всякий случай, скажем пару слов и о операционных системах для Mac и MacBook. Компания Apple начала переход к 64-разрядным технологиям в оборудовании и ПО для Mac более 10 лет назад. На конференции Worldwide Developers Conference в 2018 г. компания Apple сообщила разработчикам, что ОС macOS Mojave станет последней версией macOS с поддержкой 32-разрядных программ.

Начиная с версии macOS High Sierra 10.13.4, программы, которые не используют 64-разрядные процессы, отображают одноразовое уведомление при запуске. Это заблаговременное уведомление клиентам, что они используют 32-разрядное ПО, которое будет несовместимо с macOS в будущем. Переход на 64-разрядную технологию для macOS и программ macOS еще продолжается, поэтому окончательные даты пока не определены. Но это подходящий момент, чтобы узнать у разработчиков ПО, доступны ли 64-разрядные версии ваших любимых программ.

Интересно, что мобильные операционные системы также подразделяются на 32-х и 64-х разрядные. Apple перевела iOS на 64-разрядное ПО ещё с выходом iOS 11. С выходом первой бета-версии iOS 10.3.2 Apple отказалась от поддержки 32-битных моделей устройств, свидетельствует официальный сайт компании для разработчиков. В списке IPSW-файлов прошивки отсутствуют такие модели как iPhone 5 и iPad четвертого поколения.

Напомним, iPhone 5, iPhone 5c и iPad 4 оснащаются процессором Apple A6 – последним 32-битным чипом компании. В 2013 году производитель представил iPhone 5s, который первым в индустрии получил 64-битный процессор. Через год после его выхода Apple объявила о новых правилах для App Store, согласно которым все приложения должны быть переведены на 64-битную архитектуру.

Компания Google также переводит Android на 64-разрядное ПО. Но случилось это позднее, так как версий и модификаций Android великое множество и добровольно принудительно всё это стандартизировать сложновато. Тем более, что бюджетные модели смартфонов на Андроиде оснащаются 1-2 гигами оперативной памяти, поэтому 64-разрядная "ось" для таких устройств мало что поменяет.

Тем не менее, на официальном сайте Android сообщается, что начиная с 1 августа текущего года, все новые приложения в Play Store должны иметь 64-разрядные версии. Это же касается всех обновлений для существующих приложений, которые будут выходить после означенной даты.

Правда, будут исключения. В их числе игры на движке Unity 5.6 или более старых версий, так как они попросту не могут быть 64-разрядными. Также стоит отметить, что требования не касаются Wear OS и Android TV, которые не поддерживают 64-разярдный код. Что же касается полного прекращения поддержки 32-разрядного ПО, это случится 1 августа 2021 года, то есть, судя по всему, с выходом Android S.

Также по теме