0

20 лет Wolfenstein 3D

20 лет Wolfenstein 3D

В начале мая свой 20-летний юбилей отметил Wolfenstein 3D — шутер, с которого, как принято считать, началась история жанра вообще и компании id Software — в частности. Редакция Gmbox долго и мучительно думала, что подарить юбиляру, и, честно говоря, ничего не придумала. Зато в процессе нам удалось вспомнить десять любопытных фактов об этой легендарной игре. Вот они:

1. Wolfenstein и настоящие отцы жанра

Формально, Wolfenstein 3D — не первая в истории игра с видом от первого лица, как принято считать. И даже не вторая. Почти за десять лет до него вышли Maze War (на иллюстрации) и Spasim. Первую разработали в Исследовательском центре Эймса при NASA в 1973 году. Как и следует из названия, Maze War была посвящена войнам в лабиринте: игроки ходили по большой пещере, натыкались друг на друга, стрелялись — вот, собственно, и все. Поскольку двигаться надо было по клеткам, камера вращалась строго на 90 градусов, а смерть наступала после первого выстрела, у игры была красивая драматургия. При встрече в узком коридоре между игроками создавалось напряжение, как в лучших вестернах. Spasim вышел годом позже, зато из лабиринта вознесся к звездам, став пионером жанра космических симуляторов.

2. Wolfenstein и былое

Отцы id Software придумали название для своей игры не сами — бренд, если так можно сказать, был куплен у компании Muse, делавшей в восьмидесятых хиты для Apple и Apple II. Аркады Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein внешне напоминали знаменитые «Танчики»: большой лабиринт на весь экран, вид не то сбоку, не то сверху, маленькие фигурки бродят по коридорам в поисках приключений. По сути, изобретатели из id Software лишь перенесли тот же геймплей в три измерения.

3. Wolfenstein и потомки

Если не считать кросс-платформенных ответвлений, у Wolfenstein 3D было всего два прямых продолжения. Вышедший в 2001-ом шутер Return to Castle Wolfenstein оказался раздавлен во временных тисках между Medal of Honor и Call of Duty. Устроенный в 2009-ом перезапуск выступил чуть бодрее. Однако у многих игроков от него осталось то же странное послевкусие, что и от Quake 4 и Doom 3 (на движке которого, несмотря на пять лет разницы, был сделан новый Wolfenstein). Такое ощущение, будто дряхлый ветеран надел новый мундир и полез учить молодежь (типа Crysis) боевым приемам. Впрочем, игру во многом извиняло то, что тут можно было увидеть фашистов в невесомости.

4. Wolfenstein и ролевые игры

В 2009 году id Software выпустила на iOS игру Wolfenstein RPG. Пошаговые бои и ролевые элементы пошли старой франшизе на пользу. А вот цензура в AppStore подвела: из игры исчез Гилтер (вернее, исчезли его усы — их заменили на козлиную бородку), а вместе с ним и свастики.

5. Wolfenstein и лагеря смерти

В 2011 году едва не состоялся релиз одного из самых странных модов в индустрии — игры Sonderkommando Revolt, посвященной восстанию в Освенциме. В сети концлагерей рядом с Освенцимом погибло, по разным оценкам, от 1,1 до 1,6 миллиона человек — преимущественно это были евреи, поляки, русские и цыгане. Этот исторический факт, однако, не помешал израильскому программисту Максиму Генису превратить героическое восстание его соплеменников в компьютерную игру. Помешали современники: коллективный разум с помощью израильских СМИ намекнул Генису, что выпускать игру не стоит.

6. Wolfenstein и экранизация

Киногеничный материал Wolfenstein 3D (нацисты, зомби, замки, артефакты) давно просился на большой экран. Но толком так и не напросился. Сначала за него взялся (и тут же забросил) режиссер Роб Коэн (автор «Трех Иксов»). Потом сценарий поручили любимцу Роджеру Эвери — но тот, как известно, угодил в тюрьму.

7. Wolfenstein и Лара Крофт

Впрочем, кино по мотивам Wolfenstein все же есть. Самоотверженный аниматор Александр Ткаченко из Владивостока на протяжении шести лет создавал мультфильм «Медаль за возвращение в замок Вольфенштейн», который без натяжки можно назвать современным аналогом «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Главный герой, геймер Дима, оказывался внутри компьютерной игры, где вместе с Ларой Крофт и Вильямом Блажковичем давал бой фашизму.

8. Wolfenstein и первый герой боевика

До Wolfenstein 3D харизматики-суперзвезды в компьютерных играх толком не встречались. Агент Билли Блажкович — первый в жанре протагонист с лицом, эмоциями и биографией. Звучит она, кстати, так: родился в США в семье польских эмигрантов в 1911 году, всю юность тягал штангу, достиг выдающихся результатов (95 килограмм мышц при росте 193 сантиметра), был зачислен в самый смертоносный на свете спецотряд, застрелил Гитлера, женился, воспитал сына. Его внук — Коммандер Кин из одноименной игры id Software.

9. Wolfenstein и слава

В журнале GAME.EXE за декабрь 1999-го был составлен рейтинг лучших игр десятилетия по версии известных разработчиков. Wolfenstein 3D занял шестое место (Doom — первое, Quake — четвертое) и собрал букет комплиментов от гуру индустрии. Никита Скрипкин, глава популярной в то время компании NIKITA, назвал игру «революционным прорывом». Президент Oddworld Inhabitants Лорни Лэннинг отметил, что с Wolfenstein 3D в играх появилось «совершенно новое измерение не только благодаря технологии, но и по своему чисто психологическому воздействию».

10. Wolfenstein и новая жизнь

По случаю юбилея компания Bethesda (которой с некоторых пор принадлежит id Software) 5 мая выпустила браузерную версию Wolfenstein 3D. Причаститься классики можно здесь. Собственно, в этом месте чтение можно прекращать и смело отправляться по ссылке — механический Гитлер должен быть уничтожен!

Также по теме