1

Обзор Borderlands GOTY: эталон лут-шутера и после 10 лет

Обзор Borderlands GOTY: эталон лут-шутера и после 10 лет
Откуда есть пошла земля Русская? Заменяем “землю Русскую” на “лут-шутеры” и получаем вопрос ничуть не менее актуальный, чем тот, что задали во времена оны первые летописцы. Но если в случае номер один придётся разбираться в хитросплетении князей и племён, а также затрагивать темы, которые сегодня могут оказаться политически небезопасными, то во втором можно сказать наверняка: от Borderlands.

До 2009 года всем игростроевцам почему-то казалось, что лечебные контрастные души лута можно принимать исключительно в тёмных подвалах заброшенных церквей, по странному стечению обстоятельств ведущих прямиком в ад. Однако именно Borderlands первой доказала, что фэнтези и косоугольная проекция - это те каноны жанра, которые можно (и нужно) нарушать.

Повторюсь, на дворе был 2009-й год. Американский жилищный кризис “сабпрайм”, несмотря на модные теории о декаплинге - то есть об отвязке этого локального бедствия от мировых событий - превратился в глобальный финансовый кризис. Где можно было спрятаться от резкого подорожания Jack Daniels и сигар, от существенного сокращения зарплаты? Где ещё была возможность ощутить освежающий поток долларов, разноцветных пушек, модулей щитов и прочего добра? Только в Borderlands!

Если хорошенько подумать, формула лежала на поверхности: есть культовый Diablo, есть ничуть не менее культовый Doom. А почему бы не слить их воедино? Первой удалось это осуществить - и при этом не “слить” весь проект - именно Gearbox. Помимо креативного мичуринского плагиата, разработчики рискнули и добавили в получившееся месиво секретный ингредиент: cel-shaded графику. Да, некоторым она показалась “отвратной”, зато Borderlands не требовала собирать зверский ПК, как Crysis в своё время, что было крайне актуально для пост-кризисных времён.

С тех пор прошло 10 лет, дефицит спроса на западную недвижимость со стороны китайских миллиардеров грозит очередным коллапсом мировых рынков и все мы пока что живём в счастливом неведении, но речь не об этом, а о Borderlands GOTY 2019. Игра за это время сильно помолодела, похорошела и посвежела, но хочу сразу предупредить графодрочеров: cel-shaded артстайл при всём желании не превратишь в фотореализм грядущих версий Unreal Engine. В любом случае, Borderlands - это не про графику, а про лут.

Восприятие Borderlands GOTY (2019) будет очень сильно зависеть от самого игрока, и от наличия/отсутствия предыдущего опыта с игрой. Сразу обрадую ПК-бояр: если у вас есть GOTY стародавнего года выпуска, радикальный ремастер текущего года достаётся вам абсолютно бесплатно. На секундочку, бесплатно. Многие другие разработчики предпочли бы взять деньги во второй раз, но Gearbox решила безвозмездно выдать целый ремастер, а до кучи и накинуть свежие UHD-текстуры как в Borderlands 2, так и в Pre-Sequel. Отныне, и присно, и во веки веков, смертный грех Aliens: Colonial Marines считается прощённым.

Но вернёмся к самой Borderlands 2019. Предположим, 10 лет назад вам, элитарному ПК-боярину, было лень проходить 4 огромных DLC - так переустановите игру и займитесь этим в атмосфере красоты и весеннего перерождения! В любом случае, на фоне кризиса жанра (чудовищно скучный сюжет The Division 2, полный провал Anthem, застой в Destiny 2), Borderlands десятилетней давности - чуть ли не лучший вариант, как виски приличной выдержки.

На консолях сценарий куда менее филантропический, но справедливый. Дело в том, что на текущем поколении приставок первой части ранее не было ни в каком виде, так что придётся покупать. Зато владельцев Xbox One X и PS4 Pro порадуют текстуры 4К и честные 60 FPS без просадок - словно вы сами попали в яркий, чётко пропечатанный комикс на стыке Дикого Запада и Mad Max. Каждый консольщик знает, какая это пытка - целиться в 30 FPS, и местная плавность воспринимается, как бутерброд со сливочным маслом и красной икрой под Новый год, причём сливочное масло уже подтаяло до нужной степени.

Помимо графена, и консольщиков, и пекарей ожидает то, что сами Gearbox окрестили как quality of life improvements. Моё любимое улучшение качества жизни - это миникарта а-ля Borderlands 2: наконец-то можно выключить в высшей степени бесполезный компас и не заходить каждые 3 минуты в меню, в полноэкранную схему местности.

Коллекционерам наверняка понравится система Shift-кодов: впервые она появилась лишь во второй части, но теперь, благодаря волшебным силам ремастеринга, возникла и здесь. Для настоящих маньяков лута - несколько десятков легендарных именованных пушек, созданных не АрЭнДжизусом (то бишь генератором случайных чисел), а самими Gearbox, специально по случаю перерождения игры.

Консольщиков, обладающих друзьями, которых не раскидало по разным городам из-за насущных карьерных и жилищных вопросов, особенно порадует факт появления коопа в сплитскрине на четверых. Да, именно на четверых, а не на двоих, как было раньше. Так что зовите товарищей, заваривайте чай (без пропаганды) хватайте геймпады и отправляйтесь на планету Пандору. 60 FPS на одном телевизоре в коллективе можно уже не ждать, зато будет море фана.

Имеет ли смысл просвещать кого-то и рассказывать непосредственно о самой игре десятилетней давности? Наверное, имеет, особенно если учитывать, что для самых юных игроков сегодня даже The Division - PUBG (Логика железная: раз пушки и вид со спины - значит, PUBG).

Borderlands - первый лут-шутер, без которого бы не было самого жанра. Огромный открытый мир разбит на приличных размеров сектора, разделённые экранами загрузки. Наличие внушительных пространств подразумевает транспорт: багги с ракетницами и пулемётами. В игре есть полноценная RPG-прокачка с тремя ветками на каждого персонажа, а также классы с ультимативными способностями: Сирена уходит в инвиз, Солдат ставит автоматическую турель и так далее.

Но ключевой стимул, главная особенность, морковка на палке - это пушки. Газильоны (фирменное слово Gearbox) пушек. Генерируются они в основном рандомно, исходя из тысяч разных параметров и побочных эффектов, и обладают цветовой кодировкой - от серого крэпа до самых желанных, фиолетовых и золотых. Однако даже рандомная генерация происходит по ряду принципов, и зависит от производителя. Jakobs каким-то образом завезли верные винчестеры и револьверы Дикого Запада в далёкое будущее и не менее далёкий космос, Hyperion выпускает модные sci-fi стволы, у Torgue почти всё взрывается, и так далее.

Кроме всего прочего, в Borderlands есть сюжет и отличный юмор. Да, он немного специфический и грубоватый, но ценителям американских комедий 90-х - начала двухтысячных зайдёт. Вы скажете “стоп, а зачем сюжет в лут-шутере!?” - но поверьте ценителю жанра: помимо стрельбы и пушек должно быть хоть что-то ещё. Бредни про благостный Свет в Destiny 2 откровенно раздражают, серые политкорректные персонажи The Division 2 усыпляют и оставляют единственное желание: как можно скорее вернуться к стрельбе. Ну а приколы Borderlands и по сей день воспринимаются как глоток свежего воздуха.

Если Warframe, Destiny и The Division для вас - не пустой звук, но вы не знаете, откуда ноги растут - бегом марш ознакамливаться. И не надо воротить нос, считая Borderlands “устаревшей”: ремастер 2019 года сегодня смотрится более чем прилично, и на десятки корпусов опережает некоторые сверхсовременные эксперименты в рамках жанра, закончившиеся полным провалом.

+ 10 лет прошло, а Borderlands - до сих пор один из лучших лут-шутеров на рынке
+ Ремастер 2019 года - бесплатный апдейт для владельцев игры на ПК; честные 60 FPS и 4К для владельцев новейших консолей
+ Мини-карта, Shift-коды, легендарные именованные пушки и другие изменения, приближающие Borderlands к Borderlands 2

Оценка: 10 из 10

Также по теме

Также по теме