0

Обзор Anno 1800: счастье граждан превыше всего

Обзор Anno 1800: счастье граждан превыше всего
Вы слышите эту назойливую какофонию звуков под окном? Рёв тракторов, грохот отбойных молотков, окрики на экзотических среднеазиатских языках? Это уже в четвёртый раз перекладывают бордюры. Причём на этот раз - мраморные. Что? Неужели вам не нравится!? Но ведь это же +15 к красоте тротуара, и +5 - к привлекательности всего района. Аналогия конечно слишком современная, но поиграйте в Anno 1800 и вы поймёте, что мэром быть невероятно сложно, однако чертовски увлекательно.

Anno 1800 - уникальный градостроительный сим, и пожалуй лучший на сегодняшний день. Про провальную SimCity 13-го года я не вспоминаю, но и текущему фавориту, Cities: Skylines, придётся потесниться. В отличие от него, Anno не будет заставлять вас заниматься совсем уж безумными тягомотными мелочами, вроде попыток НЕ смешать потоки питьевой воды и дерьма, а вместо этого позволит сфокусироваться на главном - на градостроении, торговле, дипломатии и даже войне.

Но сначала - сюжет. Да, помимо всех прочих плюсов, здесь есть полноценная история, с качественной озвучкой, хорошо отрисованными (пускай и в несколько мультяшной манере) персонажами, и даже с неожиданными плот-твистами. Начинается всё банально: в псевдоисторическом сеттинге, где есть Старый и Новый Свет - но их никогда не называют Англией и Америкой, потому и “псевдо” - вашего отца признают предателем Короны, и вскоре после этого он совершает подозрительный, но весьма удобный суицид в тюремной камере.

Обвинение, разумеется, ложное: алчный дядя что-то уж слишком радуется кончине родного брата. Вскоре после этого псевдоисторический аспект отходит на второй план. Не буду спойлерить, но сюжет умудрится затронуть темы а-ля Dishonored. Да, в градостроительном симуляторе/RTS. Да за одно это BlueByte, создателям культовых Settlers, памятник при жизни воздвигнуть следует!

Но вы конечно будете играть в новую Anno не ради сюжета: это очень приятный, но всё же штрих. Построить город, а то и несколько, захватив соседние острова - вот что вам предстоит сделать. Главная задача - зонирование, зонирование и ещё раз зонирование. Без первого успешного мегаполиса даже не вздумайте помышлять о войне.

Приведу в качестве примера свой собственный горький опыт, дабы вы знали, как НЕ надо. Есть в одном советском мультфильме мудрая поговорка: “Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт”. Мой первый город получил название Hellscape 666 - и развивался в соответствующем ключе. Католическая церковь, обрамлённая кабаками, школа в окружении свиноферм и скотобоен, сталеплавильный комбинат и орудийный завод через дорогу от жилого квартала - это же отличные идеи! Но поселенцы, бежавшие от моего коррумпированного дяди, были по какой-то неведомой причине недовольны.

Дальше - больше. Я возвёл гражданам прекрасные Химки и Митино: бескрайние квадраты одинакового жилья, не разбавленного ничем. И что вы думаете? Привереды наплевали мне в душу, будучи абсолютно несчастными в этих спальных районах! По всей видимости, компьютерные человечки Anno 1800 куда более придирчивы, чем среднестатистический редактор игрового СМИ: я, честно говоря, мечтаю о Митино или хотя бы Химках.

По этому скетчу вы уже поняли: у всех поселенцев есть потребности, которые помножаются на зонирование и дают достаточно высокую сложность игры - даже на самом низком уровне, Normal. Причём многое зависит от социальной страты. Аграрии, как всегда, самые неприхотливые: им достаточно ровно трёх вещей, трёх “Р” их бесхитростного существования. Рубища, в котором можно выйти в чисто поле, рыбы, дабы утолить голод, и рынка, на котором издревле заведено обменивать плоды натурального хозяйства.

Рабочему уже подавай хлеба, колбасы и даже пива! Мало того пролетарий жаждет просвещённого будущего для своего потомства: а вдруг пускай и не его самого, так хоть детей не будет засасывать в гигантские зубчатые колёса фабричных машин? Придётся стиснуть зубы и строить бесполезные школы, хотя на эти деньги можно было бы отлить ещё несколько орудий для грозного фрегата.

Но это далеко не предел: ремесленники возжелают консервированного супа (того самого, который ещё через полторы сотни лет обессмертит в искусстве великий Энди Уорхолл), а это крайне сложная цепочка производства. А потом пойдут буржуа, о запросах которых думать вообще не хочется. Хорошо хоть в Anno 1800 невозможно развиться до хипстеров, требующих повсеместного бесплатного Wi-Fi и американо с ванильным сиропом.

Помимо финансов и ресурсов, вам придётся учитывать интересы граждан, иначе город будет стагнировать. А горожане, надо сказать, крайне капризны. Живописное колосящееся поле пшеницы ещё готовы терпеть, но скотобойня с мыловарней ранят их тонкие чувства, а рядом с заготовкой древесного угля, видите ли, нечем дышать.

Прямых способов воздействия на поселенцев очень мало: они сами решают, хорош ваш город, или нет. Взять хоть жильё: по умолчанию вы строите деревянные фермерские хатки, и превратить их в красивые каменные домики ремесленников ни за какие деньги невозможно, прежде чем не будет достигнут определённый уровень удовлетворения и счастья.

Хотя если рассматривать не отдельные районы, а всю массу населения в целом, метод воздействия на умы всё же есть, и мне он где-то даже близок. Это лживая пресса и fake news. Вместе с вами с острова дядюшки-тирана бежит главный редактор тамошней газеты. Он надеется, что вы будете строить царство правды, но не тут-то было! Манипулируя статьями, можно заставить подданных и расходовать меньше ресурсов, и при этом одновременно тратить на них больше денег! А материал о вечном смоге над промышленным кластером, снижающий счастье на 5 пунктов, мы с передовицы уберём - не правда ли, господин главный редактор?

Предположим, методом проб и ошибок вы всё же отстроили хорошо функционирующий город эпохи первой волны индустриализации. Значит, пришло время задуматься о мощном флоте и о непробиваемой линии береговых орудий. Авиации в новой Anno по понятным причинам нет, от наземных войск тоже решили отказаться (дабы не смешивать градостроительный сим и RTS в одной стихии), так что доминация на море означает и тотальную доминацию.

Даже если вы - мэр сугубо мирный, военный флот вам всё равно понадобится. Во-первых, на вашем острове точно не будет всех ресурсов - особенно тех, что необходимы для самых поздних и сложных цепочек производства. Здесь вас выручит торговля с соседями, но на парусник, гружёный каким-нибудь цинком, могут позариться пираты, так что потребуется сопровождение. Во-вторых, не забывайте об основном квесте: в рамках обеления поруганной чести отца и восстановления репутации в глазах Короны, вам надо будет периодически топить корабли злобных культистов.

И последний, но крайне немаловажный штрих: всё это великолепие доступно в мультиплеере. Дипломатия здесь сразу же из рудиментарной ветки с подарками и оскорблениями превратится в один из ключевых элементов геймплея. Живые оппоненты и рандомно генерируемая карта делают Anno 1800 потенциально бесконечной игрой. Единственный момент - советую не расслабляться, особенно новичкам, иначе ваш райский уголок быстро превратится в лучшем случае в Выхино, а в худшем - и вовсе в Капотню.

+ Зонирование становится настоящей головоломкой, достойным испытанием для каждого виртуального мэра
+ Пожалуй, лучшая графика в градостроительном симе: такое внимание к деталям могли проявить только в Blue Byte (Settlers)
+ Развитая морская торговля вкупе с простым и понятным строителем маршрутов позволит компенсировать недостачу любых ресурсов

- Даже на самом низком уровне сложности игра может быть жестокой по отношению к новичкам
- Отсутствие сухопутных боевых единиц делает RTS-компонент игры немного примитивным

Оценка: 9 из 10

Также по теме

Также по теме