0

Обзор A Plague Tale: Innocence. Это просто чума

Обзор A Plague Tale: Innocence. Это просто чума
На дворе циничный 2019-й, но игропром до сих пор способен преподносить приятные сюрпризы. Среди мракобесия фортнайтов и всяческих прочих арехов, на достаточно тусклом небосклоне взошла неожиданно яркая звезда - A Plague Tale: Innocence. Свыше 15 лет небольшая французская 2А-студия Asobo потчевала публику всяческим лицензионным шлаком от Disney, но кому-то пришла в голову гениальная мысль: “Хватит это терпеть!”. И вместо очередной игрушечной истории от Pixar мы внезапно получили мрачную средневековую Францию, полностью парализованную восхитительной смесью из чумы и вторжения англичан.

Завязка A Plague Tale - полностью в историческом сеттинге. 1348-й год, Столетняя война, начало великой чумы. Однако достаточно быстро вы поймёте, что без мистицизма и алхимии дело не обойдётся - и хорошо, ведь это не Mordhau, а приключение: без фантастических элементов было бы слишком скучно. Инквизиции нужен мальчик Хьюго - а лучше Гуго, раз уж речь идёт о Франции - поражённый странной болезнью.

Блюстители благочестия не останавливаются ни перед чем. Ликвидировать родителей паренька? Без проблем. Мать всё равно ведьма, гореть ей в аду! В результате новоиспечённым сиротам приходится бежать без оглядки. Сначала кажется, что 15-летняя девочка и 5-летний мальчик против бесконечного моря крыс, неумолимых инквизиторов и жестоких английских вояк - слишком несправедливый расклад сил. Мол, всю дорогу придётся прятаться по шкафам и дрожать, как в Outlast.

Но вся прелесть игры в том, что достаточно скоро вы поймёте: Амиция, главная героиня, черз пару-тройку лет превратится в Элой из Horizon Zero Dawn, и будет не моргнув глазом рвать всех на британский флаг. Да и сейчас она не промах, причём в буквальном смысле слова. Девочка - а лучше сказать, девушка, ибо всего через пару часов таких приключений Амиция будет иметь полное право сказать “Я видела некоторое дерьмо” - идеально владеет пращой. Библейскую историю про Давида и Голиафа все помнят? Вот, с таким же эффектом.

Один хэдшот камнем в непокрытую голову - и здоровенный детина падает замертво. Особое удовольствие в том, что A Plague Tale далеко не сразу скармливает вам все свои механики. Взять, например, стражников в тяжёлой броне и шлемах. Казалось бы, это неустранимая угроза: нато отвлекать их горшками, прятаться в траве и т.д. Однако Амиция не только хороший стрелок - она ещё и алхимические рецепты на лету схватывает. Вся в мать.

Так что после очередного сюжетного поворота девушка будет запросто, прямо в колесе инвентаря, словно Дикон из Days Gone свои коктейли Молотова, смешивать некий Деворантис. Этот кислотный микс разъедает железо и одновременно удушает, что вынуждает стражников в панике скидывать кипящие шлемы. Ну а дальше - по накатанной, то бишь камнем по темечку. И это только один пример.

Однако не увлекайтесь алхимией чрезмерно: дело в том, что для этого искусства и апгрейдов экипировки зачастую используются одни и те же ресурсы. А апгрейды понадобятся: вместительная сумка, лёгкая и удобная в обращении праща, бесшумная одежда. Так что лишний раз подумайте, хотите ли вы устроить скрытный killing spree, перебив небольшой отряд британских латников, или всё-таки пойти по стопроцентному стелсу и потом приодеться.

Однако все эти стражники, лучники, латники, мародёры, инквизиторы - всё это сделано отлично, но мы такое видели и раньше. Настоящие актёры первого плана здесь - крысы. На дворе 2019-й, а студии Asobo удалось совершить невероятное: сделать с нуля - не скопировать у “старших братьев”! - абсолютно новую геймплейную механику, не имеющую аналогов.

Озверевшие красноглазые грызуны, поражённые чумой - это настоящий океан зла. Новая стихия природы, решившей покарать человека. Победить крыс!? Пфф, нет, даже и не думайте. Эти твари боятся огня и света, так что практически единственный вариант - отогнать их. Но за пляшущим кругом отблесков факела вас ждёт незамедлительная страшная смерть в лучших традициях Dishonored.

Внутри этой, казалось бы, незамысловатой механики есть масса нюансов. Факел и добротный костёр с углями горят вечно, хворостина или стог сена - несколько секунд, после чего злобное море грызунов вновь смыкается над ними. Кстати говоря, иногда крысы становятся вашими невольными союзниками. Видите вон того одинокого стражника с масляной лампой? Наверное, не надо объяснять, что произойдёт, если разбить её камнем из верной пращи.

Иногда пищащих тварей следует отвлечь, чтобы, например, пробежать по нужному коридору. Для этих целей можно сбить окорок, подвешенный на цепи к потолку. В целом загадки в игре не сложные - примерно вот такого уровня, так что торчать по четыре часа в одной локации, как в олдскульных квестах, вам не придётся. Со временем Амиция обретёт новых компаньонов, помимо Гуго, но все задания останутся крайне логичными: один придерживает какой-нибудь рычаг, другой вращает зубчатое колесо, и так далее. Ничего высосанного из пальца.

Теперь, пожалуй, перейду к реальным минусам игры и к тому, что может показаться недостатками некоторым. Стелс в A Plague Tale одновременно и слишком простой, и слишком сложный. Дело в том, что Амиция не умеет в мили. Если у вас нет редкого алхимического средства, позволяющего уйти от захвата (по сути, аналог заточки, ножа и гранаты из TLoU и RE 2 Remake), любое столкновение с врагом заканчивается синематиком смерти.

Так что приходится стелсить. Это Элой может провалить шпионскую секвенцию, наплевать на всё и выкосить остаток лагеря из автоматической пушки, подобранной с элиты. Амиция до такого не доросла. Благо, AI в A Plague Tale - щадящий. Враг даже при максимальной степени тревоги не будет обшаривать высокую траву, если не увидит, что вы в ней вот только что спрятались. Солдаты в том же Assassin’s Creed сразу же понимают, что к чему, и прочёсывают заросли.

Ещё один момент. A Plague Tale - не open world. Эта игра даже ещё более линейна, чем The Last of Us. В отдельных закутках вы найдёте тайники с ресурсами и коллекционные безделушки, в поздних локациях есть два-три способа решения той или иной проблемы, но и только. На мой взгляд, это плюс: песочниц и разветвлённых метроидваний и так немало, и на этом фоне скрафченый вручную экспириенс явно не помешает.

Поверьте, опыт не просто интересный: здесь речь идёт о настоящем выживании, а не о поедании ягод каждые 30 секунд. Становление Лары Крофт? Пфф, это ерунда в сравнении с мытарствами юной француженки! Амиции приходится делать такие вещи, из-за которых брат порой считает её настоящим монстром. А что поделаешь, жить как-то надо.

Мне хотелось бы ещё раз обратить ваше внимание на крыс - и внезапно на Death Stranding. Вспомните про невидимые руки, которые затягивают в пятна нефти, и девайсы на плечах героев, похожие на лампы с лопастями. Судя по трейлерам, они засекают или даже отпугивают призраков. На мой взгляд, очень похоже на море крыс и факела. Будет весьма забавно, если небольшая французская студия действительно изобрела принципиально новую механику до великого маэстро стелса - Кодзимы.

Но это лишь небольшое отступление в сторону. Главная мысль заключается в том, что A Plague Tale: Innocence, несмотря на ощутимую разницу сеттингов, каким-то непостижимым образом всё время напоминает о The Last of Us. Аналогов этого общепризнанного шедевра, согласитесь, не так много. И уж особенно - на PC.

+ Чумные крысы как абсолютно новая геймплейная механика, такого ранее не было
+ Сюжет интригует алхимической смесью исторического реализма и мистицизма
+ Главной героине приходится совершать такие поступки, от которых Лара Крофт бы забилась в угол и заплакала

- Амиция не может в мили, стелс почти всегда является единственной опцией
- Весь опыт ещё более линеен, чем TLoU, что в эпоху open world многим может показаться минусом

Оценка: 8,9 из 10

Также по теме

Также по теме