0

Обзор The Sinking City: Ктулху фхтагн

Обзор The Sinking City: Ктулху фхтагн
Говард Лавкрафт - один из величайших авторов за всю историю литературы. Критики семи пядей во лбу наверняка назовут это утверждение спорным, но уж фантастику мистер Лавкрафт точно сдвинул с мёртвой точки, и тут сомневаться не приходится. Эдгар Аллан По чуть ли не первым ударился в мистицизм, но подтолкнул мистику в бездонную пропасть безумия именно Говард Лавкрафт. Сегодняшние игроделы стали всё чаще пытаться повторить успех великого литератора. Одна из таких попыток - The Sinking City.

Чарльз Рид - ветеран службы в ВМФ США, который на гражданке стал частным детективом. Задолго до пенсии бывшего моряка начали одолевать странные видения и галлюцинации, связанные с морской стихией. Все эти аномалии сознания влекли - нет, буквально тащили - протагониста в прибрежный городок Оукмонт. Когда сопротивляться галлюцинациям и безумным снам стало невозможно, мистер Рид уступил, взял билет на ближайший пакетбот и отправился в вышеупомянутый населённый пункт.

Тот в лучших традициях всего творчества по Лавкрафту сильно пострадал от наводнения. И это - один из главных плюсов игры. Везде царит вечная сырость, дождь не прекращается, мёртвой рыбы - не меньше чем в первом тизере Death Stranding. Да и помимо рыбы присутствуют разные организмы (и это я ещё не перешёл к монстрам) - например, гигантские ракушки, обживающие город, по уровню влажности вплотную приблизившийся ко дну мирового океана.

У всех автомобилей в карбюраторе - конденсат, у прохожих, судя по уровню прибитости и отрешённости - тоже, только в голове. Половина кварталов до сих пор затоплена по второй этаж, и передвигаться там можно только на моторной лодке, словно в какой-то Венеции из ночных кошмаров. В общем, город - на десять из десяти. Если бы сам Говард Лавкрафт знал, что после театра и кино возникнет новый вид искусства, и увидел бы виртуальный Оукмонт, это наверняка сподвигло бы его на написание нового рассказа. Или даже целого романа.

Но мастер слова наверняка уделил бы повышенное внимание древнему безумию, в то время как The Sinking City - это в первую очередь детективная история. Да, есть мистический культ хтонических чудовищ и безымянного всекосмического зла (и даже не обвиняйте меня в спойлерах: на этих элементах построено 95% творчества Лавкрафта), однако этот культ оперирует как-бы в стороне, на заднем плане сюжета.

Несмотря на наводнение явно противоестественной природы и прочую чертовщину, граждане Оукмонта остаются обычными людьми - со всеми вытекающими негативными последствиями. Строят друг другу козни, плетут сети интриг, зачастую доходит и до убийств. Так что 75% времени мистеру Риду придётся заниматься кропотливой детективной работой. Если вы хотели сделать просто пиу-пиу-пиу по клубкам космических и морских тентаклей, а также спасти мир от рейд-босса Ктулху - это максимально не по адресу.

И ежели ваши две последние мозговые клетки мертвы - не стоит обижаться, это не личное оскорбление, а меткое англоязычное выражение, которое подчас хочется применить и к самому себе - придётся срочно реанимировать их. Ибо детективная работа в The Sinking City - по хардкору, как в играх про Шерлока Холмса. “Думающий Город” (very bad pun intended) не держит вас за ручку, а заставляет думать, и учит всему методом “бросили в воду - плыви”.

Невероятное количество времени вы проведёте в так называемых “Чертогах разума” - то есть у себя в голове - а также в полицейском участке, архиве и местной газете. И помните: никаких ромбов а-ля Borderlands 2. Не говоря уже о самих расследованиях, игра вам даже нужное место на карте не подскажет. Есть описание локации, подсказки прохожих, адрес в конце концов: потрудитесь всё это сопоставить, и не ссылайтесь на свой топографический кретинизм.

По крайней мере, в безумии нашего детектива есть какие-то плюсы. Помимо страшных галлюцинаций, мистер Рид получил дар: заглядывать в прошлое. Правда, события там немного перемешаны, но вы можете развешивать на них номерки, и пробовать ещё раз, если не получилось выстроить всё в правильном хронологическом порядке.

По мере всех этих детективных изысканий вы достаточно быстро поймёте, что жители Оукмонта погрузились в пучину моральной серости, совсем как их город - под воду. Здесь почти нет правых и виноватых, хороших и злых. Все - как рыба второй свежести: с душком. Поэтому вы смело можете манипулировать результатами расследования, и выдавать заведомо неверные варианты за истину в последней инстанции.

Но сыскная деятельность - это ещё не всё, что есть в игре. Frogwares очень не хотелось делать ещё одну часть Sherlock Holmes, поэтому они решили добавить в игру побольше action. Разработчики краем уха где-то слышали, что экшн весьма популярен и увеличивает продажи, но к сожалению ранее не имели опыта работы с данным жанром. И это чувствуется сразу же, после первого удара банальной сапёрной лопаткой по древнему морскому ужасу.

Повторить успех Silent Hill или хотя бы The Evil Within - это похвально: амбиции должны быть у всех, включая инди и АА-разработчиков. Но в The Sinking City боёвка получилась приблизительно на уровне Resident Evil 4 до ремастера: такая же медленная и неповоротливая. И не совсем понятно, для кого этот action: интеллектуалов он лишь отвлечёт от игрищ сознания, а любители хардкорного действия будут неприятно удивлены отсутствием боссов.

Зато встречи с оккультными порождениями моря и прочая чертовщина снижают полоску ментального здоровья мистера Рида, что безусловно крайне приятно. В смысле, чертовски страшно, но очень хорошо с точки зрения геймдизайна. Наш детектив начинает видеть всяческие ужасные вещи - беспокоящие неясные фигуры, тварей из параллельных вселенных и даже собственный суицид. Вот это уже в духе Говарда Лавкрафта. Но пропаганда суицида уголовно наказуема, так что наше издание порицает этот элемент игры.

В сухом остатке получаем весьма добротный детектив, который наконец-то протестирует ваш головной, а не спинной мозг (если вы этого конечно хотите), к которому в довесок добавили посредственный action с обязательным в наши дни крафтингом. В целом игра выходит сильно выше среднего, так почему же тогда на метакритике такие низкие оценки?

Сейчас объясню. Дело в том, что Говард Лавкрафт - расист. Но давайте в отличие от западной игровой прессы воспринимать это не как клеймо, а как исторический факт. Задумайтесь: Соединённые Штаты Америки, 20-е годы прошлого века, сегрегация, линчевание, ККК. Кем ещё в такой ситуации может стать белый мужчина? Уж извините: Лавкрафт не видел достаточного количества гей-парадов и не стал шибко прогрессивным. Но это давно уже в анналах истории, и хватит перемывать мёртвому классику кости.

Да, в The Sinking City одна модель чернокожего может встретиться несколько раз с минимальными изменениями (причёска, одежда), а роль реально притесняемого меньшинства играют человеко-рыбы, иннсмутцы, однако фанаты творчества Говарда Лавкрафта смогут смотреть сквозь всё это. Игра конечно не для каждого, action хромает, но интеллектуалы сразу же почувствуют себя как древний космический осьминог в воде.

+ Сырая атмосфера древнего космического безумия присутствует
+ Игра протестирует ваш головной мозг, а спинному даст отдохнуть
+ Сложная система сопоставления улик и фактов прямиком из игр про Шерлока Холмса

- Action откровенно хромает, напоминая устаревшие стандарты Resident Evil 4 до ремастера
- В игре много бэктрекинга: придётся изрядно побегать с появлением каждого нового факта
- Множество “бытовых” дел оттесняет основную сюжетную линию на задний план

Оценка: 7,9 из 10

Также по теме

Также по теме