0

Интервью с Романом Дворянкиным: об итогах Epicenter, TI9 и меркантильных игроках

Интервью с Романом Дворянкиным: об итогах Epicenter, TI9 и меркантильных игроках
Не так давно в Москве завершился Epicenter Major 2019 - крупный турнир по Dota 2, в котором принимали участие сильнейшие команды мира, среди которых была и именитая Virtus.pro. Мы пообщались с генеральным менеджером VP Романом Дворянкиным и поговорили об итогах Epicenter, планах на The International 2019 и меркантильных игроках.

– У Virtus.pro обычно все очень плохо с домашними турнирами, но в этот раз вы достигли неплохих результатов. Как вы сами оцениваете выступление на Epicenter Major 2019, довольны ли результатом?

– На самом деле, результат результату рознь: есть турниры, на которых третье место можно считать успехом, и есть турниры, на которых третье место разочаровывает - все это упирается в то, с какими соперниками ты играл, в какой был форме и как проиграл. В прошлом году мы радовались третьему месту на DAC, так как турнир шёл сложно. А вот проигрывать в марте Vici Gaming и занимать второе место в Стокгольме было очень обидно, так как мы были хорошо готовы, обыграли непобедимых на тот момент Team Secret, так что проигрыш даже на пяти картах был обидным.

Если говорить об этом “Эпицентре”, то, с одной стороны, это лучший наш результат на турнире, причём с отрывом - в этом году команд стало больше и турнир стал тяжелее. Но мы все равно, конечно, расстроены, так как несмотря на игру “в одну калитку” с Team Liquid мы понимали, что были хорошо готовы, а подняться повыше нам помешали несколько индивидуальных ошибок.

– В этом сезоне впереди остался только The International. Как у VP настрой, как будете готовиться?

– Настрой боевой, я даже отчасти рад, что в отличие от прошлого года у нас остались незакрытые гештальты по итогам весенних турниров, и спортивной злости у ребят будет больше, чем в прошлом году. Сейчас у команды небольшой отпуск - покороче, чем в прошлом году. Дальше 18 июля мы собираемся на буткемп в Москве, там будет медиадень и какие-то установочные моменты, а основная подготовка у ребят будет в Киеве, потому что хотим немного отстраниться от внешнего мира, провести все это в уединении.

А финальные 10 дней будут у нас в Шанхае. Мы прилетим туда пораньше, чтобы привыкнуть к климату, к часовому поясу и еде. Да и основные европейские команды будут именно в Азии перед The International, так что в Европе нам будет не с кем играть - поэтому заключительный этап будет уже в Шанхае.


– Все до сих пор активно обсуждают влияние The International на Dota-сцену. Кто-то считает, что этот турнир с гигантским призовым фондом помогает Dota 2 развиваться, кто-то, наоборот, видит в нем корень всех бед. Как вы относитесь к TI и как вы считаете, можно ли четко обозначить: полезен этот турнир или вреден?

– Нет, так чётко сказать нельзя. Это всё сложнее, потому что здесь два основных измерения. С одной стороны, “Инт” - это знаковый турнир, в первую очередь с точки зрения призового фонда. Сейчас уже можно более-менее уверенно говорить, что он пробьёт отметку в $30 млн, а это значит, что июльский чемпионат мира по Fortnite с призовым фондом в $30 млн ненадолго останется турниром с самым крупным призовым фондом. С этой точки зрения The International очень важен для игры.

Но если спросить меня конкретно, то мне кажется, что более справедливой была бы система, когда компендиумы есть у каждого мейджора, как это было 3-4 года назад, когда на DAС были свои сундуки. Это позволило бы более равномерно распределять призовые по сезону, потому что сейчас ты можешь великолепно играть весь сезон, но с точки зрения денег ты не заработаешь и близко к той сумме, которую получит топ-4 “Инта”.

Есть определённая проблема в такой сильной концентрации, и, возможно, отчасти это девальвирует турниры в течении сезона, потому что команды понимают, что им нужно показать лучшую игру по сути только две недели в году. Если бы у каждого мейджора были свои компендиумы, то призовой “Инта” был бы меньше, ведь денег у людей не бесконечное количество, но это была бы более справедливая система. Но, с другой стороны, есть то, о чём я говорил ранее: The International - это знаковый турнир, и во многом именно из-за призового фонда.

– Вы быстро реагируете на тренды: VP одной из первых зашла в Fortnite и Artifact. Сейчас наметился новый тренд автобаттлеров, в числе которых есть и новая игра от Valve: присматриваетесь ли вы уже к Dota Underlords и жанру автобаттлеров в целом?

– Не хотел бы раскрывать все карты, поэтому отвечу кратко: да, присматриваемся.

– На днях Арсений “Arzeqqq” Усов в интервью пожаловался на растущую меркантильность игроков: по его мнению, киберспортсмены все чаще играют не из любви к Dota 2, а просто ради денег. Замечаете ли вы такой тренд и как к нему относитесь?

– Мне сложнее, чем Арзику, наблюдать эту тенденцию, так как я почти не застал этот романтический период - я пришёл в киберспорт всего 3 года назад, а он в нем сильно дольше. Но мне кажется, что это совершенно естественный процесс, и иначе и быть не могло. Раньше просто денег не было, так что ради денег играть было и нельзя, а сейчас деньги появились.

Я понимаю, о чём он говорит: раньше игроки, понимая, что в текущем составе им не добиться успеха, разбежались бы и пытались сделать что-то ещё, а сейчас игроки могут решить ничего не делать и “сидеть на зарплате” - зачем куда-то бежать, если ты и так получаешь $2 тыс., и у тебя всё хорошо. Это действительно происходит, но это естественная стадия развития любой индустрии, от этого никуда не деться.


– В недавнем интервью вы говорили о сложности создания “лица” бренда и построения клубной идентичности в киберспорте по сравнению с большим спортом. Что вообще можно сделать в киберспорте, чтобы развивать бренд в отрыве от игроков, которые могут уйти? Что нужно делать для продвижения самого тега - например, Virtus.pro?
– Это сложный вопрос, но если отвечать кратко, я бы выделил несколько вещей. Первое: преемственность спортивных традиций - грубо говоря, мы должны дарить болельщикам победы вне зависимости от того, какие игроки у нас играют. Второй момент: то, что на английском языке называется “tone of voice” - последовательность в том, как мы общаемся с игроками. Например, свой “tone of voice” есть у Team Empire - эти ребята могут потроллить и пошутить. У нас чуть-чуть другой имидж.

Также можно назвать визуальную идентичность и какой-то набор общечеловеческих историй, которые позволяют людям почувствовать причастность вообще к VP, либо к игрокам. Например, история Solo [Алексея Березина] с 322 и тем, как он это преодолел и стал одним из самых лучших и уважаемых игроков в коммьюнити, или история с Себом [Себастьяном Дебсом]. Даже, по-большому счёту, история с Лилом [Ильёй Ильюком], хотя я и хотел бы, чтобы она не происходила. Чем больше то, что мы делаем, резонирует с людьми, тем прочнее наша эмоциональная связь. Ну и добавил бы ещё сюда мерч и прочие подобные моменты, которые тоже, безусловно, важны.

– Какое значение The International и победа на нём имеет именно для организации? Потому что понятно, что эта победа значит для конкретных игроков, но ведь для тега получить Aegis - тоже задача по-своему принципиальная?

– Конечно, и я могу провести простой пример: когда был в США и встречался с рядом ведущих американских команд, владельцы Team Liquid говорили о том, что они сейчас работают над “legacy”, то есть над наследием. Условно говоря, все болельщики хоккейной команды New York Rangers знают о легендарном сезоне 93-94, когда они в последний раз выиграли Кубок Стэнли. Я уверен, что через 10 лет победа Team Liquid на TI7 станет чем-то подобным.

Так что конечно, это безумно важно с точки зрения работы со спонсорами, с точки зрения роста аудитории и с точки зрения того самого наследия. Причём здесь речь необязательно идёт о победах: все отлично помнят, как ещё в 2015 году состав VP с Годом, Лилом добрался до топ-6 The International, или победу Team Empire над EG со стендином “Резолем” [Романом Фоминком]. Это те моменты, которые остаются в истории навсегда, и, конечно, для нас это очень значимо.

– Последний вопрос: кого вы считаете основными соперниками на The International 2019?

– Всегда есть тёмные лошадки, но не секрет, что есть команды, к которым мы всегда относимся с уважением в силу их уровня игры: это Secret, Liquid и PSG LGD. Я бы назвал эти три команды самыми опасными нашими соперниками. Ни в коем случае не хочу преумалять скилл EG, OG или Vici Gaming, но с нашей точки зрения самые опасные именно те команды, которые я назвал.

Также по теме

Также по теме