3

Обзор Greedfall: новый Dragon Age задолго до Dragon Age

Обзор Greedfall: новый Dragon Age задолго до Dragon Age
Greedfall уже достаточно давно пребывает на радарах наиболее продвинутых геймеров. Давайте будем максимально честными друг с другом: студия Bioware далеко не первый год переживает творческий кризис, и кто-то должен был заполнить образовавшийся вакуум. Greedfall - чуть ли не ключевой претендент на данную роль. Справились ли разработчики с поставленной задачей? Однозначно да.

С оговорками, с огрехами, но французская студия сделала то, что заменит вам творчество Bioware. Да и вообще, хватит привередничать - лучше поддержите 2А-сцену. В трипл эй-мире всего бюджета Greedfall хватило бы лишь на то, чтобы пригласить Киану Ривза озвучить одну жалкую строчку текста. Эй, самурай, просыпайся: у нас тут колония, чтобы спасти.

Но перед тем, как мы с вами перейдём непосредственно к Greedfall, совсем немного истории. Spiders два раза честно пытались сделать Mass Effect - получились Mars: War Logs и The Technomancer. Обе попытки - так себе. Затем французы собрались с силами, надолго ушли в режим радиомолчания - и поднатужившись выдали свой взгляд на Dragon Age. Логика железная: “Раз уж пока не получается первая любимая франшиза наших кумиров, попробуем вторую”.

Надо отдать должное французам: прочтение Dragon Age получилось весьма оригинальным. Прежде всего, бросается в глаза сеттинг: это и не фэнтези, и не ранний стимпанк, и не исторический псевдореализм Assassin’s Creed, а уникальная смесь из этих трёх ингредиентов. Представьте себе, что колонисты разных держав отправляются в неизведанную Америку, и внезапно обнаруживают, что там есть магия, древние проклятия и масса всяческих тайн - вот что такое мир Greedfall.

Перейдём к предыстории, грамотно сочетающей элементы вымышленного и реального. Старый Свет поражён таинственной новой чумой, получившей название Мэликор. Примерно в это же время мореходы открывают остров Тир Фрэди (местную Америку). До материковых столиц доходят слухи, что новая земля полна чудес - возможно, и снадобье от Мэликора там удастся найти.

На острове начинается колониальная экспансия и борьба за зоны влияния. Можно выделить три основные силы: Телеме - собирательный образ европейцев, слишком заигравшихся в воинствующий католицизм. Альянс Моста - лига арабских государств. И наконец Содружество Купцов - ваша родная фракция, относительно нормальная, старающаяся судить обо всём с прагматической точки зрения, без примеси идеологии.

Игра начинается с создания персонажа, и даже это подаётся не без претензии на оригинальность: чахнущая от Мэликора матушка героя заказывает придворному художнику портрет отпрыска - вряд ли тот (или та, ибо есть выбор пола) успеет вернуться вовремя, даже если отыщет на неведомом острове антидот.

Перед отплытием надо завершить несколько дел, и самый первый город - купеческая столица в Старом Свете, Серин - оказывается гигантским туториалом, в котором вам демонстрируют все геймплейные системы игры. Которых, надо сказать, немало: боёвка, кодзима-стелс, прокачка персонажа, крафтинг, отношения с сопартийцами, и самое главное - ветвящиеся квесты.

Ещё до того, как нога легата - то есть вас - впервые ступит на землю таинственного острова, можно выбрать свои предпочтения. Например, оборзевшая инквизиция Телеме преследует двух “опасных еретиков” - которыми оказываются безобидные историки, позволившие себе вольности в трактовке жития святых. Выдавать бедолаг или нет - решать исключительно вам. В том-то и прелесть свободного подхода а-ля Bioware: для меня, например, выбор очевиден, но вам лично может захотеться спалить шалунов на костре. А то ишь ты - ежели каждый будет как бог на душу положит жития святых трактовать, то как же духовность, скрепы и вот это вот всё!?

Но что-то я увлёкся одним-единственным квестом в стартовой локации, а таких дилемм, влияющих не только на локальные арки повествования, но и на концовку в целом, в Greedfall достаточно. Мало того: оказавшись на Тир Фрэди, вы обнаруживаете четвёртую - во многом ключевую - фракцию: местных. Аборигены представляют собой интересный микс из древних шотландцев и индейцев Америки. Видимо, французы - в смысле, реальные французы из Spiders - создали такой собирательный образ, дабы в нашем поехавшем мире политкорректности не напороться на обвинения в расизме.

Благодаря некоторым особенностям - без подробностей, а то получатся спойлеры - индейцы принимают вас за своего, и даже называют почтительно On Ol Menawi: не так, как остальных гайдзинов. И здесь вам опять предоставляется свобода а-ля Bioware: можете воспользоваться кредитом доверия и вести себя как самый хамский колонист всех времён и народов, а можете попытаться разобраться в проблемах местных жителей.

В дальнейшем постараюсь не затрагивать сюжет и квесты, ибо лайтовых спойлеров и так хватило - расскажу лучше про саму игру, да вот хоть с боёвки начну. Явное копирование боёвки Dark Souls изначально вызвало отвращение, но достаточно быстро стало ясно, что есть существенная разница. В первую очередь, наличествует выбор уровня сложности: на Easy ради сюжета смогут играть даже заядлые казуалы, Normal подойдёт большинству геймеров, ну а всё что выше - уже для мазохистов.

Во вторых, отсутствует ключевой истощающийся и - не побоюсь этого слова - наказующий ресурс: стамина. Зато присутствует накапливаемый и поощряющий: Ярость, усиливающая все атаки. Когда докачаетесь до двуручных мечей, это будет узаконенный чит: пока противник атакует, катаетесь себе бесконечно, аки Соник, а затем разите неустанно огромной елдой, словно это элегантная зубочистка. Стамины всё равно нет, так что вы не будете хрипеть по углам, как стандартный астматик из Dark Souls.

В третьих, в отличие от Bloodborne, стрельба в Greedfall - не чисто вспомогательный гиммик: вокруг неё можно построить весь ваш билд. Доходит до смешного: катаетесь по арене и валите соло мощного босса из убер-мушкета с автотаргетом, а сопартийцы потом кричат вам “That was epic!”, словно узрели честную дуэль с парированием, ложными выпадами и прочими финтами. Кстати, для любителей разборок на расстоянии есть ещё и магия, но я ей не пользовался - почитайте другие источники.

В целом же если составить условный Bioware-буллет лист, Greedfall проставляет галочки во всех окошечках. Крафтинг, влияющий и на параметры, и на внешний вид экипировки? Чек. Репутация у фракций, оказывающая влияние на квесты? Имеется такое. Взаимоотношения с сопартийцами? Есть, и да: можно отромансить. Только не ждите жёсткой обнажёнки: стальные шлемы снимут - и ладно. Алхимия, свобода выбора в подходе к решению проблем, квестовые проверки различных статов от харизмы до ловкости, стелс и использование униформы различных фракций для проникновения на закрытые объекты - всё Greedfall прилежно скопировал и даже добавил много своего.

На этом фоне особенно обидно говорить о минусах игры. Все они, как это часто бывает в жизни, связаны с нехваткой денег. Частое использование похожих моделей NPC, повторение ассетов в локациях, не самый щедрый набор мобов, далёкие от премиальных текстуры и близкая к Andromeda лицевая анимация - сразу видно, что французам с их богатым видением и более чем скромным бюджетом пришлось срезать множество углов. Да, кстати, Greedfall весит всего 12 гигов: обилия голливудских синематиков а-ля Gears 5 тоже не ждите.

Кое-где экономия доходит до абсурда: например, у каждого вашего сопартийца всего по две - две! - боевых реплики. Скорее всего, вы быстро найдёте полюбившуюся связку - например, верный учитель фехтования Курт и местная магичка Сиора - и почти не будете квестить с другими NPC. Так что готовьтесь к тому, что ровно четыре фразы будут сниться вам по ночам. Faurnd e dar ad grimoderem dam!

И пожалуй последняя претензия - это продолжительность. Часов 45 почти со всеми сайд-квестами - несерьёзно для grand western RPG. Ни 120, ни даже 60 часов вы не выжмете из Greedfall. Но это, опять же, вопрос к бюджету, а не к разработчикам и не к эфемерному понятию вложенной души - с этим в игре полный порядок.

Люди, изголодавшиеся по старому творчеству Bioware, уже создают некий хайп вокруг Greedfall. Будем надеяться, что в следующий раз Focus Home Interactive верно распределит денежные ресурсы, и сиквел сдует треуголки с голов всех достойных джентльменов. А уж когда Spiders наконец соткут нам нормальный Mass Effect, можно будет хрюкать от восторга, но это уже совсем другая история.

+ Уникальный сеттинг, а именно сплав фэнтези, псевдоисторического реализма и даже где-то раннего стимпанка (окей: пара нет, но есть огнестрел, и вообще - не цепляйтесь к терминам)
+ Прилежное копирование всех правильных принципов старой Bioware и добавление собственных добротных элементов геймплея
+ Возможность построить полностью ранжовый класс на фоне боёвки а-ля Dark Souls

- На прохождение уйдёт порядка 45 часов: маловато для “величественной западной RPG”
- Ограничения 2А-бюджета можно разглядеть во всём: от текстур до дефицита синематиков
- Острая нехватка боевых возгласов сопартийцев будет преследовать вас в ночных кошмарах. Move away - things are about to get dicey!

Оценка: 8 из 10

Также по теме

Также по теме