0

Обзор Code Vein: японские кровососы против западной нео-морали

Обзор Code Vein: японские кровососы против западной нео-морали
В этой жизни бывают и приятные сюрпризы - например, Souls-like игра, которая взяла и зашла, несмотря на (изначально) нулевое желание играть и весьма неоднозначные отзывы именитых западных критиков. Все основные принципы в Code Vein такие же, как в эталонной Dark Souls: множественные смерти, попытки и провалы, медленная прокачка ценой невероятных усилий, боссы, убивающие с полутора - двух ударов, и общая атмосфера git gud. Тем не менее, творение, вышедшее под крылом Bandai Namco, заставляет возвращаться к себе ещё и ещё.

Возможно, дело в интересном сеттинге? Code Vein - это одновременно и постапокалипсис с разрушенными небоскрёбами и ржавыми остовами автомобилей, и эпическая - местами даже напыщенная - вампирская сага. И конечно же “ну что, пацаны, аниме!?”, если цитировать народных классиков из общеизвестного ролика. Анимешники наверняка не впервые встречают подобную вселенную, но обычные геймеры, чьё знание японской анимации ограничивается “Призраком в Доспехах” и “Соседом Тоторо”, будут удивлены.

Итак, злая Королева отравила весь мир некими спорами, превращающими людей в Ревенантов - вампиров, в которых кровь поддерживает не только жизнь, но и ментальное здоровье. Если Ревенант долгое время не получает гемоглобина, он превращается в Потерянного - бездумное яростное чудовище. Чем сильнее вампир был при “нормальной” жизни, тем мощнее получается тварь.

Новый мир стоит на пороге катастрофы: обычных людей всё меньше, донорской крови - тоже, поэтому Потерянных всё больше. Ваш персонаж - Ревенант. Как и полагается, с тотальной амнезией. И конечно же только он (или она) может восстановить условный баланс.

Кстати, касательно “он (или она)”. В этой рецензии помимо непосредственного описания игры я объясню, почему многие западные обзорщики столь ощутимо занизили оценки. Да, у Code Vein есть и объективные минусы, которые тоже не будут упущены, но дело не только в этом. Игра начинается с редактора персонажа, который по степени фансервиса сопоставим - а в некоторых пунктах способен и переплюнуть - Black Desert Online.

Чокеры, браслеты, вуалетки, чулки, самые немыслимые костюмы, открывающие 80% кожи, десятки причёсок, кошачьи зрачки, любой мэйкап - и это лишь верхушка айсберга. Есть даже слайдер Physique, отвечающий одновременно за объём груди, бёдер и ягодиц. Издания вроде Polygon за такое сразу же сжигают на костре и ставят минус бесконечность из десяти. Конечно, условного реализма Black Desert здесь нет, но копия 2В или Байонетты при желании создаётся - на ютубе всё это уже есть.

Кстати, девушки могут создать себе идеального k-pop певца, до которого вам как до Луны пешком, так что я здесь никакого притеснения и сексизма не вижу, сплошное равноправие. Как бы там ни было, ваш протеже из редактора попадает прямиком в суровый мир озверевших Потерянных и отчаянных Ревенантов, кое-как пытающихся выжить на фоне тотального дефицита крови, найти которую сложнее, чем колбасу в последние дни СССР.

И здесь начинается Dark Souls. Перекаты в виде скоростных вампирских рывков, стамина, которой хватает на шесть ударов мечом или на три - двуручным молотом, запоминание телеграфируемых атак и мест расположения мобов, подбирание “душ” на месте гибели и всё в этом роде. Поэтому лучше рассказать про то, что отличает Code Vein от классики жанра.

В Souls класс выбирается в самом начале игры, и респекнуться практически невозможно - проще качать нового перса с нуля. Code Vein не просто не накладывает никаких ограничений: она ещё и поощряет эксперименты. Ваш уникальный Ревенант в отличие от коллег способен на лету менять Коды крови - то есть классы. Причём при наборе достаточного уровня в том или ином скилле, этот скилл может мигрировать в ваш другой класс. Например, эквипаете Код крови Кастера, учите огненный шар как свои пять пальцев - и перекинувшись тремя нажатиями кнопок в Воина чередуете эти шары с увесистыми ударами секирой. Крайне удобно.

Дальше - лучше. С боссов дропаются уникальные Коды крови, вроде Берсерка. Соответственно, классов и скиллов становится больше - а значит, и поле для экспериментов расширяется. Отдельное спасибо Code Vein за возможность “построить” полноценного стрелка. В игре есть отдельный класс оружия Bayonet - футуристические винтовки Первой мировой с примкнутыми штыками. Лёгкая атака - удар штык-ножом, тяжёлая - выстрел. Фанатов жанра прошу успокоиться: в шутер всё не скатывается, ибо выстрел отнимает одну единицу дефицитной маны, которая здесь называется Ichor, или попросту Игорь.

Игорь восстанавливается специальными вампирскими атаками, которые зависят от брони, а не от оружия, и выглядят до ужаса стильно: например, из рук вырастают волчьи пасти и разрывают противника на части, или гигантский металлический позвоночник в виде жала скорпиона пробивает его насквозь.

Ещё одна особенность Code Vein - перманентный кооп, без всяких редких айтемов и вызова нестабильных белых призраков. Будьте спокойны: если у вас нет друзей и желания взаимодействовать с рандомами в интернете, роль партнёра возьмёт на себя на удивление толковый AI. Он никогда не падает в пропасти, всегда подскажет, если вы пропустили лут, и даже пытается подлечить в последний момент, пожертвовав собственной кровью.

Мало того: ИИ-партнёр ещё и танкует вполне грамотно. Периодически он способен отвлечь на себя внимание не только рядовых мобов, но и боссов, что невероятно помогает, особенно если вы отыгрываете стрелка/кастера. Разумеется, пуристам Dark Souls и хоругвеносцам знамени Git Gud этот плюс покажется минусом: благодаря практически постоянному присутствию Ревенанта-союзника, Code Vein становится существенно проще культовой основательницы жанра.

Кроме того, в Code Vein помимо сюжетных локаций имеются отдельные данжи с элементами рандомной генерации - специально для фарма. То есть ежели по сюжету вы столкнётесь с чрезмерно крутым боссом, можно подкопить ресурсов и сил в отведённых для этого заповедных местах. Фанаты зашкаливающей мазохисткой сложности будут не в восторге.

Раз уж заговорили о минусах в целом, давайте перейдём к мнимым, а затем и к реальным. В первую очередь, так называемый сексизм. Взять хоть Девушку в Белом, которую можно было бы назвать Девушкой в Белых Обрывках, Которые Почти Ничего Не Закрывают. Да, этот ключевой сюжетный NPC - стопроцентный фансервис. Для игрока/критика с SJW-складом ума - заметьте, я не оскорбляю, а просто констатирую факт - это наложит неприятный отпечаток на всю игру.

Да и общая стилистика Code Vein отравит весь их день. Это over the top японский китч в лучших традициях Suda51, Platinum Games и Devil May Cry V. Взять хоть вашу базу, вампирское логово в заброшенном кафедральном соборе. Прямо по центру - бар, айтемы вам продаёт ковбойского вида деваха в драных джинсовых шортах и с грудью навыкат, мысли в порядок ваша героиня приводит не в какой-нибудь молельне, а в горячем источнике. В одном полотенце на голое тело. Всё это сугубо японские приёмчики, которых в западных играх по понятным причинам не осталось.

В вопросе же скучности локаций и дизайна монстров сексизм роли не играет - они действительно скучные. Недавно sci-fi город The Surge 2 показался мне относительно безликим, но это я ещё не поиграл в Code Vein. Вас постоянно норовят загнать в скучные пещеры или коридоры, а пространства на поверхности - с теми самыми небоскрёбами и автомобилями - выглядят как самые проходные локации из Darksiders III. Среди серой массы выделяется собор (не ваш, а злодейский), да и тот явно скопирован с Dark Souls.

Про мобов даже говорить не хочется. Потерянный со щитом и мечом, Потерянный с винтовкой, собачка, немного олавкрафченный гигант и так далее. Мало того: после победы над тем или иным боссом элементы его дизайна начинают ресайклить в рядовых врагах. Повергли большого толстяка? Теперь будут толстяки поменьше, и всё в этом роде.

Code Vein - специфическая игра. Не для всех. Нужно иметь особый склад ума, чтобы воспринять тот месседж, который до нас пытались донести эксцентричные потомки самураев. Новый опус от Bandai Namco можно внезапно, но с полной уверенностью порекомендовать фанатам чисто японских слэшеров от Platinum Games и Suda51. В целом же подобные проекты следует поощрять кошельком, ибо они доказывают, что даже в ААА-индустрии, в рамках абсолютно коммерческого жанра клонов Soulsborne всё ещё возможны смелые эксперименты.

+ Оригинальная система Кодов крови позволяет менять классы и скиллы на лету, не респекаясь
+ Почти вся игра проходится либо в кооперативе, либо с толковым AI-напарником. Больше никакого соло-мазохизма!
+ Чисто японская over the top-стилистика в духе Platinum Games и Suda51

- Чудовищно скучные локации, преобладание коридоров и пещер
- Скучноватый дизайн монстров, не дотягивающий до упомянутой общей стилистики игры
- Code Vein существенно проще Dark Souls, что блюстители канонов жанра воспримут как богохульство

Оценка: 8,5 из 10

Также по теме

Также по теме