0

Остаемся зимовать: «Игра престолов»

Остаемся зимовать: «Игра престолов»

Название «Игра престолов» слышали, наверное, все. И не напрасно: это книжная эпопея, способная затянуть даже тех, кто не интересуется фэнтези из соображений гигиены. А еще — отличный сериал, который показывает американский канал HBO, снимающий лучшие сериалы на свете. 7 июня к этому добавилась вторая по счету видеоигра, в разработке находится еще одна — онлайновая. Тем, кто все еще не уверен, стоит ли тратить время на всю эту историю, редакция GMbox (которая фанатела от Джорджа Мартина еще до того, как это стало модно) предлагает четыре причины, почему вы должны увидеть «Игру престолов» прямо сейчас.

Никаких сказок. «Песнь льда и пламени» (так называется вся мартиновская сага в целом: «Игра престолов» — это название лишь первой книги) формально считается фэнтези. Но тот, кто ждет от нее привычных для жанра подростковых архетипов и сюжетных ходов, будет либо страшно разочарован, либо приятно удивлен — в зависимости от того, как вы относитесь к эльфам, гномам и прочей сказочной нечисти. Поначалу мир «Песни» подчеркнуто реалистичен — сверхъестественное появляется лишь в виде легких намеков, над которыми насмехаются даже сами обитатели придуманного Мартином мира. «Драконы? Великаны? Магия? Да вы спятили — это же просто сказки!».

«Песнь льда и пламени» берет стандартные ходы «высокого фэнтези» и выворачивает их наизнанку. Лукоморья больше нет, вместо героя на белом коне — сразу дюжина персонажей, чья мотивация и личные моральные качества вызывают немало вопросов. В какой-то момент начинаются разговоры о древнем пророчестве и спасителе мира, но кажется, на роль мессии выбрали совсем не того. 

По хребту лопатой. Все это, кстати, вызывает еще один интересный эффект: когда в «Песни» все же происходит сверхъестественное, от этого испытываешь самый настоящий шок. Достаточно вспомнить финал первой книги (и первого сезона), где появляются последние на свете драконы: в любом другом фэнтезийном романе это был бы лишь один эпизод из множества, а в «Игре престолов» — мощнейшая сцена, от которой по коже бегут натуральные мурашки.

Шокировать публику — это вообще один из любимых мартиновских приемов. Он, например, славится тем, что безо всякого пиетета относится к жизням даже главных героев. Читая Мартина или смотря сериал, за них реально боишься — именно потому, что знаешь: никто не в безопасности. Уже под конец первой книги (сезона) внезапно и крайне обидно гибнет один из центральных героев.

Зима будет. Мартин вообще крайне жесткий автор. Даже природа в его романах — опасный, непредсказуемый враг. Скажем, фраза «Зима близко» (Winter is coming), которая рефреном проходит через всю «Песню», намекает на одну любопытную особенность этого мира: времена года здесь сменяют друг друга в самые неожиданные моменты и длятся значительно дольше трех месяцев. Значительно дольше. В мифологии сериала есть предание о Долгой ночи, когда с севера пришел неописуемый холод, а солнце зашло и не всходило на протяжении жизни целого поколения. Такое случалось лишь один раз, но к приходу зимы здесь в любом случае готовятся весьма серьезно, ведь она вполне может продлиться несколько лет.

Не время для драконов. Вместо фэнтезийных клише в «Песни» на первый план выходят люди: пугающе реальные, одновременно очень простые и очень сложные, и почти каждый — с фигой в кармане. И устремления у них не абстрактно благие, а вполне конкретные и земные. Мартин обладает не только бесспорным талантом рассказчика, но и редкостным умением создавать правдоподобные и интересные образы. Ему это удается настолько хорошо, что где-то в середине саги он проворачивает нечто совсем уже неприличное — делает одним из главных героев резко отрицательного персонажа, но делает это так ловко, что ко вчерашнему злодею начинаешь ощущать настоящую привязанность.

Иллюстрации: Home Box Office, Inc.

Также по теме

Также по теме