Презентация Battlefield V с комментариями Gmbox | Online

0

FIFA: До эволюции

В преддверии выхода FIFA 12 Gmbox.ru вспоминает три части этой игры, благодаря которым она стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

FIFA: До эволюции

Вспоминать и писать про историю любых спортивных игр довольно странно. Казалось бы, что вспоминать — они и так все напоминают о себе каждый год, и наверняка становятся все лучше и лучше. На самом деле, это верно лишь отчасти.

Конец 90-х и начало нулевых для серии FIFA от EA Sports (и для футбольных симуляторов вообще) — особенный период. Его нельзя назвать «золотым веком» (осадим в закипающую в некоторых из нас ностальгию), но эпохой романтизма — вполне. Виртуальный футбол все еще был наивным и схематичным, но уже пользовался модной технологией motion capture, робко претендовал на реалистичность и впервые имел шансы оказаться спутанным с настоящей телетрансляцией. Японцы из Konami со своей Pro Evolution Soccer только собирались создать солидную конкуренцию EA Sports, а последние, свободно дыша и ни на кого не оглядываясь, делали лучшие в мире игры про футбол. Дело было действительно до «Эволюции», но как таковая эволюция FIFA началась именно тогда. В связи с этим мы решили вспомнить три части этой игры, благодаря которым она стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

FIFA 98: Road to World Cup

Платформы: SNES, Sega Mega Drive, PC, Sega Saturn, PlayStation, Nintendo 64, Game Boy

В год чемпионата мира во Франции было сделано все возможное, чтобы FIFA 98 стала ровно в сто раз лучше, чем ее предшественница. К тому же, речь шла о маленьком юбилее — это была пятая «Фифа» от EA Sports.
Графика вышла на поразительный по тем временам уровень, но самым приятным стал полностью обновленный функционал. Заметно углубилась тактическая часть игры, появились трансферы игроков по ходу сезона, и даже возможность создавать своих собственных футболистов.
Вместе с тем, игра сохраняла некоторую фриковость, о которой сегодня вспоминаешь, даже с некоторой ностальгией. Искусственный интеллект, хоть и был улучшен, выдавал безбожные ляпы, особенно когда речь заходила об ударах с центра поля. Самыми крутыми особенностями игры были две, явно созданные друг для друга: управление мышкой и спортивный зал для разборок 5x5. Мышь превращала игру в аутентичнейшее занятие: левая кнопка отвечала за пас, правая — за удар и «вежливый» отбор. Матчи в спортзале при участии игрока на мышке вкупе с очаровательными вратарскими ляпами превращали FIFA 98 в потустороннее развлечение, далекое от понятия «футбольный симулятор».

FIFA 99

Платформы: PC, PlayStation, Nintendo 64

  

«Shevchenko scores!», — полный феерии возглас комментатора Джона Мотсона навсегда врезался в нашу память. Это означало, что в FIFA наконец-то появились клубы из бывшего СССР: в разделе «Rest of Europe» мы с восторгом обнаружили киевское «Динамо» и московские «Спартак» с «Локомотивом». Хотя это были не самые сильные команды, мечта влезть в футболку Тихонова и обыграть-таки «Интер» по сумме двух матчей, или почувствовать мощь атакующей пары Шевченко-Ребров прямо на поле «Республиканского», наконец-то исполнилась.
Появление новых команд и даже лиг было приурочено к некоему подобию Лиги чемпионов, представленному в FIFA 99 как «European Dream League». Лицензия на главный клубный турнир планеты EA Sports не купили до сих пор, но уже тогда воображение с лихвой компенсировало нам отсутствие любой лицензии — к тому же, здесь можно было создавать любые турниры.
Сама игра стала намного реалистичнее и быстрее. Игроки, чьи лица уже отдаленно напоминали свои прототипы, крутили головой в поисках мяча, меньше ошибались и вместе с тем активнее вели себя на поле. Незаметно скорость игры начала выходить на первую космическую, отчего FIFA стала проигрывать в реалистичности. Потом EA решат, что взвинчивание динамики не пойдет на пользу реализму, и следующие игры будут намного более спокойными (а также вялыми и однообразными). Но сначала будет FIFA 2000.

FIFA 2000

Платформы: PC, PlayStation, Sega Mega Drive/Genesis, Game Boy Color, Nintendo 64 (только бета-версия)

Отдав дань уважения клубному футболу, для FIFA 2000 EA придумали еще более крутой лейтмотив. В разделе Classic Teams каждый уважающий себя любитель футбола со стажем имел право сойти с ума. Бразилия’58 с Пеле, «Бока Хуниорс» и «Наполи» с Марадоной, «Аякс» 70-х с его «тотальным футболом» — цветочки для тех, кто хотя бы шапочно знаком с историей футбола. Блистательные югославы из «Црвены Звезды» 90-х, румыно-болгарское восстание под началом Хаджи и Стоичкова, гегемоны 50-х Ди Стефано и Пушкаш в «Реале» — тут было кого вспомнить даже самым матерым знатокам.
Серьезно прибавив в динамике еще в прошлом сезоне, «нулевая» FIFA стала образцовым миксом футбольного симулятора и аркады. Расширенной системой пасов, тактическими схемами (появились даже такие вещи, как домашние заготовки) и новыми финтами оперировали сверхбыстрые и юркие игроки, за секунды доставляющие мяч до штрафной, или чего уж там — без вопросов отправляющие его в «девятку» с 35 метров, как Роберто Карлос в свои лучшие годы. Приятной новинкой стал режим тренировки, где все это футбольное безумие можно было спокойно переварить на пыльной, без признаков газона, тренировочной площадке. Даже такая незначительная деталь — это ли не романтика?

Околофутбол

С выходом FIFA 98 игра начала вырабатывать свой неповторимый стиль.

Fatboy Slim - автор заглавного трека для FIFA 99

Появились дополнительные обложки для региональных изданий: официальным лицом игры был заявлен Бекхэм, но во Франции игру представлял Давид Жинола, а в Италии — Паоло Мальдини. Лицо игрока на обложке FIFA говорило о полном соответствии модным тенденциям. Деннис Бергкамп в 98-м году пребывал на пике формы в «Арсенале», вытворяя на поле невероятное; обложка FIFA 99 стала достойным признанием футбольного гения голландца.
«Новый сезон — новая песня». Заглавным треком FIFA 98 прогремела яростнейшая Song 2 от Blur, чей незамысловатый мотив на свой лад перепевал каждый школьник. И если Song 2 он вполне мог услышать на рождавшемся тогда русском MTV, об иконах брейкбита Chrystal Method нам рассказала именно «Фифа».
FIFA 99 открывалась с культового трека 90-х — Rockafeller Skank от Fatboy Slim. Остальные ее хиты мы спустя годы находили в интернете — прекрасную Naked and Ashamed от Dylan Rhymes и Rude Boy Rock от Lionrock. Ценителям электронной музыки — если вы не слышали эти композиции, найдите их прямо сейчас, иначе никакие вы не ценители.
Саундтрек FIFA 2000 хоть и придерживался заданных брейкбит-тенденций, немного опопсел за счет Робби Уильямса. Правда, с ним вышла интересная история: говорят, что свой трек It's Only Us Робби предоставил игре при условии, что в нее включат его любимую команду «Порт Вейл», выступающую в четвертом английском дивизионе. Другого адекватного объяснения присутствия этого коллектива в игре, кажется, нет.

Также по теме