0

Лучшие игры 1912 года

Лучшие игры 1912 года

За последние сто лет наша жизнь изменилась так, что хватило бы, пожалуй, на все пятьсот. Для иллюстрации этого тезиса редакция Gmbox.ru отобрала 5 традиционных игр, популярных у детей в начале ХХ века и выяснила, что пришло им на смену.

Волосянка

1912: Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля, «волосянка» — это «игра ребятишек, в которой дерут за чубы». Другие источники предлагают куда более развернутое описание. В частности, нам удалось узнать, что во время игры в волосянку играющие плотно садятся друг к другу в кружок и поют:

«Станемте ли, девушки,

Волосяночку тянуть;

А кто не дотянет,

Того за-а-а... волосы»

Последний звук «а» тянется всеми без перевода дыхания. Кто раньше всех передохнет, тот подвергается заранее установленному наказанию.

2012: Lips. В этой версии популярной игры участники также собираются в круг, но — уже перед телевизором. Что касается звука «а», то его в Lips (а также в DJ- и Guitar Hero, Rock Band, Sing Star и ряде других игр) можно тянуть в неистовом множестве вариаций — от Listen To Your Heart в исполнении шведского дуэта Roxette до Let’s Dance  Дэвида Боуи.

Охота

1912: Описание этой игры нам удалось подсмотреть в альманахе «Детские игры и развлечения», от проф. Г. Вагнера и К. Фрейера (1902 г.). Без долгих предисловий, передаем слово авторам: «На площади, назначенной для игры, очерчивается определенное место, за пределы которого выбегать не разрешается. Сущность игры состоит в том, что охотники преследуют своих товарищей, стараясь не отставать от них в преследовании оставшихся на свободе товарищей, стараясь поймать кого-нибудь из них. Ставшие жертвой получают прозвище собак и делаются помощниками охотников, стараясь не отставать от них в преследовании оставшихся на свободе товарищей. Главным элементом игры служит бег, — если игра эта осуществляется на открытом воздухе, где-нибудь в саду или в лесу, польза от нея очевидна»

2012: ZombiU. Естественно, игра, в которой охотники преследуют жертв и обращают их в своих прихвостней, похожа на описание любого зомби-хоррора. Но только в недавно анонсированной ZombiU покусанный мертвецами персонаж видимым образом присоединяется к «охотникам»: начав игру за нового героя, можно в какой-то момент встретиться с предыдущим, подгнившим альтер-эго.

Чок-челнок

1912: В сборнике «Культурология традиционных сообществ: работы молодых ученых» (Омск, 2002 г.) приводится следующее описание игры «Чок-челнок» (вживую его можно увидеть, скажем, здесь): «Игра с загадками. Водящий начинал игру словами:

— Чок-челнок! Где ночевал?

— У добрых людей, — отвечал кто-нибудь.

Водящий:

— А кто в семье?

Играющие:

— Семья есть: сам да сама, да бабушка, да кавалер, да барышня. (Или: Сам да сама, да старуха; сам да бабушка, да трое ребят; сам да сама да трое ребят и т.п.)

Водящий должен был угадать о чьей семье идет речь. Если угадал, то тот, кто загадывал — становился водящим»

2012: Heavy Rain. Где ночевал Итэн Марс? Какие добрые люди увели его сына Шона? Кто есть в семье мотельной проститутки Лорен Винтер (правильный ответ — никого)? Водящий, в конечном счете, должен угадать, кто убийца. Жанр детективных квестов (тоже, впрочем, находящийся на грани вымирания) — пожалуй, единственный достойный аналог старинным играм с загадками.

Заводила

1912: Описание этой игры удалось отыскать в книге «Игры народов СССР» (1985 г., Москва): «Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий… отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой… Задача заводилы — показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т.д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того как при нем сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него… Водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны»

2012: Syndicate. Первый же босс в игре Syndicate — хитрый азиат весь в белом, который умеет создавать фантомные копии самого себя. Движутся они не то чтобы синхронно, но угадать, где настоящий боевой китаец, все же придется, не то — голова с плеч. Кстати, долго смотреть на двойников тоже не получается: слишком уж шустрые.

Слон

1912: В том же сборнике мы нашли еще одну игру, которую еще некоторое время назад можно было застать в школьных коридорах. Прекрасная в своем травматизме игра «в слона» предполагает 6-12 участников, но, как уверяют авторы, можно и больше, если играют две команды. Сама игра проходит так:

«Играющие делятся на две группы: одни изображают слона, другие напрыгивают на него. Самый сильный, крепкий участник становится впереди у стены, опираясь о нее, согнувшись и опустив голову. Другой игрок обхватывает его за пояс, за ним — третий и так далее, но не более 6 человек. Крепко держась друг за друга, они изображают слона.

Остальные участники, разбежавшись, по очереди прыгают на «слона» так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Затем прыгает следующий по очереди. Кто уже вспрыгнул, остается на «слоне». Когда все будут на «слоне», игроки меняются ролями.

Игроки меняются ролями, если: прыгнув на «слона», схватятся за него руками; если изображающие слона разъединятся; изображающие слона будут мешать вспрыгивающим.

2012: World of Goo. Тема составления живого организма из кучки других, более мелких созданий, в общем, не нова: вспомните хотя бы пчелозлодея по прозвищу Рой, о котором мы писали на прошлой неделе. Однако первый игровой аналог «Слона», который приходит нам на ум — незаслуженно забытая головоломка World of Goo, в которой нужно было создавать мосты и башни из суетливых глазастых комочков черной слизи.

Также по теме

Также по теме