0

Рецензия на FIFA 12

Рецензия на FIFA 12

По уже сложившейся у нас традиции, футбольный симулятор будет проверен на прочность в бою. Уже в воскресенье московский «Спартак» примет у себя питерский «Зенит», но перед тем как судья даст старт настоящему сражению двух городов на футбольном поле, мы проведем свое, виртуальное — в FIFA 12.

Стартовые составы пришлось немного подогнать с учетом последних новостей из командных лазаретов, но только и всего: щепетильность EA Sports к таким вещам по-прежнему впечатляет. Булыкин уже обретается в «Аяксе», Шунин вызван в сборную России, не говоря уж о покупках «Анжи», и хотя Габулов еще не занял место в воротах ЦСКА, Акинфеев уже отправлен в резерв по состоянию здоровья. Да что там: о некоторых трансферах  в Европе мы, постыдившись, узнали из игры.

С стартовом отрезке игры инициативу в свои руки берет «Спартак». Кирилл Комбаров, сыграв стенку с Де Зеувом, тащит мяч по бровке и передает его по диагонали Веллитону, а тот уже в штрафной! Небольшая заминка при обработке мяча, и бразилец уже не дел.

Плотная опека игроков в защите и прессинг — одна из первых вещей, которые замечаешь в игре. Если раньше, зажав кнопку паса, мы буквально натравливали игроков защиты на нападающих, то в FIFA 12 защитники просто занимают максимально грамотную позицию относительно игрока с мячом. Это оставляет право без рукоприкладства «проводить» форварда до лицевой линии, не дав навесить или хотя бы сохранить мяч. Решения о силовом отборе с последующими предупреждениями от судьи остаются на действительно крайние случаи. Позиционная игра теперь не пустой звук — защита действительно перестраивается согласно ситуации на поле и, что немаловажно, счета на табло. Взвинтить темп игры, когда все прикрыты, непросто, так же как и погасить его. Для нормальной атаки игроков защиты реально приходится «растаскивать», создавая свободные зоны. На контратаку даются считанные секунды, так же как и на возвращение в оборону.

Но вот как раз в атаку переходит «Зенит», а все потому, что заигрались на чужой половине «красно-белые». Анюков отрезает защиту длинной передачей вперед, Кержаков на всех парах несется к воротам, его преследуют аж трое, да еще Дикань выходит из ворот! В критической точке мяч перелетает через Диканя, об которого спотыкается Кержаков, а обогнавший всю процессию Сухи разряжает обстановку и выбивает мяч.

На примере этой мимолетной кучи-малы замечаешь, как в игре работает просчет физических контактов, отныне еще более полный: ни одна конечность игрока не остается без внимания, не говоря о том, что никто не проваливается по пояс в газон, как часто случалось раньше.

Отразилась ли эта повышенная чувствительность на технике? В чемпионате России до сих пор не так много игроков, способных обыгрывать один в один, но ведь есть приятные исключения.  Вот Макгиди накручивает соперников недалеко от штрафной «Зенита»:

  

 Таким техничным игрокам, как он, отныне придется заметно легче. Как опытный защитник (Терри или Майкон) не потеряется в безобидной ситуации, так и нападающий с высокими показателями техники — от того же Макгиди до Роналду с Месси — едва ли потеряет мяч на ровном месте. Акцентируется внимание на таких индивидуальных характеристиках игрока, как ловкость и маневренность. Не обязательно пускать в ход финты — по-настоящему техничный игрок будет отлично слушаться обычных кнопок управления (или рычажка джойстика).

Обрадовавшись, как приятней стало играть на Макгиди или Данни, мы с досадой уходим на перерыв — первый тайм прошел без голов — уяснив для себя один важный момент.
Хотя в FIFA постепенно развиваются режимы игры за отдельно взятых футболистов (к слову, теперь режим Be a goalkeeper доступен и на PC), основным остается режим традиционный — с переключением между игроками. Тому, что делают ваши одноклубники, уделено максимальное внимание: каждая линия, так или иначе управляемая компьютером, представляет собой именно оборону, полузащиту, и атаку, а не случайных людей на случайных позициях. Следовательно, большее значение приобретает тактической схеме как таковой.

Благодаря этому, а также тому, что характеристики «Зенита» и «Спартака» в FIFA относительно равны, спокойно проходит и начало второго тайма, пока мы не решаем сменить обстановку в атаке. Вместо Эменике выходит Дзюба, а у «Зенита» на поле появляется итальянец Розина. Говорят,  что последний не очень вписывается в игровую модель питерского клуба, зато прекрасно вписывается в логику событий FIFA 12. 

По событиям матча задается его настроение: вышедший на поле форвард обязан освежить игру, и делает это.  Обладающий отличным голевым чутьем, Розина традиционно отзывчив к передачам с левого фланга;  первую такую передачу в ходе контратаки он замыкает головой — Дикань еле достает мяч — и сам же поспевает на добивание. Становится понятно, что эндшпиль в самом разгаре; до конца 15 минут. После особо опасного момента или даже гола вышедшая вперед команда преображается и начинает чаще владеть мячом — вместе с этим, растет напряжение в обороне «Спартака». Игра охотно поддается законам настоящего футбола, где многое завязано на переломных моментах. На крыльях успеха «Зенит» забивает второй гол: Розину упускают практически в той же зоне, еще более свободной от защитников «Спартака».

Как это часто бывает, пружина, затягивавшаяся две трети матча, распрямляется в полную силу: «сытый» двумя мячами «Зенит» забывает, что это правило действует на всех участников представления.  Макгиди, включив фирменную скорость, добирается с мячом до лицевой линии, убирает на замахе защитника и навешивает в штрафную, где известный своей толерантностью к столкновениям Веллитон выигрывает воздушную дуэль у Анюкова — 2:1. Бразилец проворно вынимает мяч из сетки и бежит с ним на центр…

К сожалению, семи оставшихся минут «Спартаку» не хватит, чтобы забить еще один гол: «Зенит» одерживает победу в гостях.

В FIFA 12 созданы условия для любого сценария игры: от строгой позиционной, до самой безалаберной, приносящей непредсказуемые результаты. Можно, как «Зенит» со «Спартаком» в нашей симуляции, осторожничать и обмениваться редкими моментами большую часть игры, устроив голевую феерию в конце; особо сильную команду можно огорошить голом в дебюте — а ведь такие нередко пропускает «Барселона». При этом любое развитие событий протекает органично, хоть речь и идет о футболе — игре, вообще говоря, полной невероятностей.

За эту органичность игре хочется поставить высшую оценку, но ее не будет. FIFA 12 хороша, как никакой другой футбольный симулятор, но когда речь идет о симуляции самой многогранной спортивной игры, которую знает человечество, ясно, что потолок еще далек. Даже если очередное сражение на виртуальном поле большая часть окружающих, хоть и издалека, принимает за телетрансляцию.

Немного о режиме карьеры, мощью которого нам угрожали всю дорогу до релиза игры. 

Не то чтобы FIFA превращается в гибрид менеджера и симулятора, о котором мечтает В. Березуцкий, но в самом деле: благодаря таким вещам, как последний день трансферного окна, хочется играть сезон за сезоном, или постоянно менять команды. Это очень точное попадание FIFA в один из самых увлекательных футбольных трендов последних лет: текстовые трансляции последних 24 часов перед закрытием трансферного окна читаются как остросюжетный роман. Тут напоминает о себе уже упомянутый неподалеку акцент на индивидуальных качествах игроков, перетекающих в общую манеру команды. Вы сами становитесь причастны к делу: переход Снейдера в "Баварию" вызовет у вас совсем не праздный интерес, если вы играете в чемпионате Германии.
Другая сторона дела — скауты, за хорошую зарплату разыскивающие для вас дешевых перспективных игроков. Вспоминается история о том, как комментатор Черданцев, играя в Fooball Manager, раньше всех в мире открыл талант Фредди Гуарина — сегодня одного из сильнейших полузащитников мира в составе португальского "Порту".

FIFA 12 в продаже на PC, Xbox 360 и PS3 с 30 сентября.

Рецензировались версии для PC и Xbox 360. 

Также по теме