0

Рецензия на The Binding of Isaac

Рецензия на The Binding of Isaac

Трогательный большеглазый мальчик Исаак жил душа в душу со своей мамочкой: массивной женщиной в платье в горошек. Целыми днями Исаак играл, а мамочка смотрела христианские телеканалы. И вот, в один прекрасный день мама, как это часто бывает, услышала божий глас, который объявил ей, что ее дитя погрязло во грехе. Сначала боженька потребовал запереть Исаака в комнате, отобрать у него все игрушки и одежду, а затем изъявил желание, чтобы мама принесла отпрыска ему в жертву. В панике и ужасе Исаак бежит в подвал и обнаруживает там целое подземелье зомби-младенцев и сиамских близнецов-мутантов. Чтобы выжить, вечно хнычущему ребенку придется перебить их всех и попутно самому превратиться в демона.

Автор The Binding of Isaac, Эдмунд Макмиллен, всегда умел шокировать аудиторию. Помимо Super Meat Boy (пожалуй, самая известная его игра, главным героем которой был мускулистый кусок окровавленного мяса) стоит вспомнить хотя бы флеш-игру Cunt (дословно — «П*зда»), где резвый пенис оборонял от вирусов глазастое нахмуренное влагалище. Но в The Binding of Isaac все-таки чувствуется нечто большее, чем просто желание эпатировать ханжей. Дело не в названии («Жертвоприношение Исаака») — автор честно признается, что сначала придумал идею и геймплей, а уж потом увязал их с нечаянно подвернувшейся притче об Аврааме и Исааке.

The Binding of Isaac выше банальной богоборческой пропаганды. Это игра учит буквально цепляться за жизнь: она относится к так называемым Rogue-like-играм (от названия классической текстовой игры Rogue; из известных проектов ближайшие примеры — The Legend of Zelda и, с оговорками, Diablo), а это значит две вещи: во-первых, все комнаты, набор монстров и содержимое сундуков генерируются случайным образом. А, во-вторых — в случае смерти персонажа игру надо начинать заново.

И вот, представьте себе: голый, вечно хнычущий ребенок оказывается в сыром подвале. Жалких три «сердечка» здоровья, из оружия — только собственные слезы. Вокруг — кучи фекалий, чьи-то ссохшиеся трупы и чудовища: орущие головы, опарыши-убийцы, хищные эмбрионы и черт знает что еще. Игроку по эту сторону экрана от таких зрелищ тут же делается жутко — такие стартовые условия будут похлеще любого Diablo.

А тягучий кошмар все не кончается: Исаак находит и тут же напяливает на себя мамины трусики (повышают запас здоровья), протыкает голову металлической вешалкой (увеличивает дальность стрельбы), призывает в помощники призраков своих мертворожденных братика и сестрички. И все время плачет, и мочится под себя (не смеем его в этом винить), и видит кошмары между уровнями, и глотает найденные на полу немаркированные пилюли. В какой-то момент ему попадется специальная комната в которой можно будет заключить сделку с дьяволом, отрастить рога и научиться плеваться кровью — но к этому моменту вы уже ничему не будете удивляться.

The Binding of Isaac оставляет сложные впечатления. С одной стороны, Макмиллен вроде бы ничего не утверждает (разве что то, что продолжительный просмотр религиозных телеканалов может навредить лицам с неустойчивой психикой), ни к чему открыто не призывает. Тем не менее, после прохождения как-то сама собой приходит мысль, что в мире очень много брошенных детей, которые рыдают в подвалах под гнетом неуравновешенных опекунов и собственных комплексов — и хочется сделать мир лучше, хотя бы чуть-чуть, и вот это уже удивительно.

Еще более удивительно, что к таким размышлениям способна подтолкнуть игра — жестокая, кровавая игра с чернейшим юмором и подспудными шутками про латентную гендерную дисфорсию. Одна из тех тупых и бессмысленных «стрелялок» и «бродилок», увлечение которыми некоторые до сих пор считают чем-то вроде пристрастия к ингаляции паров клея. Мы придерживаемся другого мнения, вот оно: пока на свете выходят игры вроде The Binding of Isaac, у нас с вами есть пусть небольшой, но все-таки шанс однажды оказаться в таком мире, где детям больше не нужно будет прятаться от родителей в подвалах.

Завтра на Gmbox: интервью с Эдмундом Макмилленом, создателем The Binding of Isaac.

Как работает The Binding of Isaac?

1 — Структура игры напоминает The Legend of Zelda и аналоги: уровни состоят из набора комнат, расположение и содержимое которых каждый раз генерируется заново.

2 — По сути перед нами — ролевая игра, хотя персонаж не набирает опыт и не растет в уровнях: параметры повышаются только при помощи вещей, их в игре несколько десятков – от деревянных ложек до глаз на затылке или вот, например, рогов.

3 — Помимо обычных врагов и боссов в игре также есть мини-боссы, олицетворяющие смертные грехи: Похоть гоняется за персонажем со страшной скоростью, Обжорство испускает из распоротого брюха лучи смерти — и так далее.

4 — Расходных материалов в The Binding of Isaac три: ключи открывают запертые двери, монетки можно тратить в магазине, а бомбы не только наносят вред врагам, но и разрушают камни. В запертые двери заходить не обязательно, но за ними можно найти много интересного.

5 — Выбор дополнительных предметов очень оригинальный, как и все в игре. Среди прочих — гнилая голова (работает как граната, отравляет врагов газом), волшебные грибы и вырванные зубы. И на всякий случай еще раз напомним: сохраняться в игре нельзя.

Также по теме