0

RPG-торчок 21: Что делает игру ролевой?

RPG-торчок 21: Что делает игру ролевой?

О чем этот блог и прошлые выпуски: американский бизнесмен решил пройти все когда-либо созданные компьютерные ролевые игры, не прибегая к помощи прохождений и читов.

Как я писал в самом первом посте, при ведении блога я сверяюсь со списком компьютерных ролевых игр с Википедии, проходя их в хронологическом порядке. В этом списке так много проектов, что на их прохождение уйдут годы, и это не считая совсем запущенных случаев вроде Rogue, которую я проходил четыре месяца.

Какие игры я  не причисляю к CRPG? Прежде всего, консольные — мне бы, может, и хотелось рассказать про них, но искать где-то все эти старые приставки и картриджи я не могу. Также исключены онлайновые проекты — во-первых, их нельзя пройти до конца, и к тому же серверы многих из них давно уже не работают.

Но что же, все-таки, делает игру «ролевой»?  Вот вам список из пяти известных проектов. Какие из них можно назвать ролевыми?

  • Zork
  • Heroes of Might and Magic
  • Diablo
  • King's Quest
  • Myst

Согласно Википедии, только Diablo, и я считаю это неправильным. Начиная этот блог, я собирался сыграть и в Zork, и в HoMM — я их никогда не видел, но мне интересно, как они дополняют сериал Might and Magic. Но в итоге мне все же придется руководствоваться какими-то четкими признаками ролевой игры, чтобы не расширять список до бесконечности.

Википедия предлагает следующие характеристики RPG:

  • Развитие героя — основанное ли на очках опыта или приобретаемых умениях
  • Свобода перемещения по игровому миру — чтобы в ранее посещенные уровни можно было возвращаться.
  • Разные задания, в том числе основное, выполнение которого означает победу в игре
  • Обычно — фэнтезийная тематика
  • Сражения играют немаловажную роль

Что ж, в Zork и других квестах есть задания и свобода перемещения, но нет развития героя и сражений. В стратегиях вроде Heroes of Might and Magic развитие героев слабое, заданий мало, да и со свободой не очень — эту логику я могу понять.

Но вот тематика никак не влияет на то, ролевая игра или нет! Да, фэнтезийные миры популярны, но хватает достойных и постапокалиптических, и научно-фантастических RPG. 

В общем, я бы эти определения сильно доработал. Вот что должно быть в ролевой игре на мой взгляд:

  • Создание и развитие персонажа. У вас должна быть возможность задать его расу, пол и имя, и в большинстве проектов вам дают выбрать хотя бы что-то одно, а не подсовывают готового героя
  • Оружие, броня и предметы, которые можно найти, купить и использовать. Это не менее важная часть развития, чем получение героем уровней.
  • Исход сражений хотя бы частично должен зависеть от параметров персонажа, а не от того, насколько хорошо вы им управляете. То есть, попадете ли вы орку стрелой в глаз, зависит не от вашей меткости, а от силы и ловкости героя. Конечно, в той же Diablo нужно уворачиваться от вражеских выстрелов, но наносимый персонажем урон все равно зависит от его характеристик.
  • Продвижение по сюжету привязано к успехам в сражениях и выполнению заданий, а не к решению головоломок.
  • Общение с населением игры: в древних проектах с этим большие проблемы, однако уже в Ultima IV можно было набирать с клавиатуры слова, которые вы хотите сказать.
  • Случайные бои. В боевиках вы почти всегда сражаетесь с одними и теми же врагами в одних и тех же местах. В ролевых играх заранее заданные битвы тоже встречаются, но элемент случайности обычно всегда есть.

Но самый важный признак ролевой игры для меня —.свобода действий героя и влияние ваших поступков на игровой мир. Даже в ранних RPG есть зачатки такого выбора: например, в Ultima II можно воровать еду и убивать стражников, пытающихся вас остановить, либо честно покупать припасы. То есть, ваш выбор имеет последствия, пускай даже только во время этого захода в город.

С годами подобная система в играх становилась все более и более комплексной, вплоть до влияния ваших действий на весь мир. Нет ничего лучше, чем пройтись по улицам столицы в Oblivion, когда вас приветствуют как чемпиона Арены. Или чтобы стража гонялась за вами после кражи, совершенной в другом городе!

Конечно, в разных играх все эти составляющие сильно различаются, и в последующих постах я еще расскажу, какие системы развития я считаю хорошими, какие — плохими, и так далее. А что, по-вашему, делает игру ролевой?

Оригинальный пост

Также по теме

Также по теме