0

Закон — и порядок!

Закон — и порядок!

В чем проблема?

1 сентября 2012 года вступает в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ от 29 декабря 2011. Здесь и дискуссия про реестр запрещенных сайтов, и курьезная ситуация с «Ну, погоди!», не говоря уже о группе «Тату».  За комментариями редакция Gmbox.ru обратилась к Дмитрию Цвиркунову, управляющему партнеру ООО «Легис Виртус», который разъяснил, как отразится введение закона на отечественной игровой индустрии.

Как это должно работать?

Основным изменением, касающимся игровой индустрии, является введение в Российской Федерации системы рейтингов. Они определяют доступность того или иного контента, в нашем случае игр, для детей (детьми у нас признаются все, кому меньше 18 лет):

  • 0+ — информация для детей, не достигших 6 лет;
  • 6+ — информация для детей, достигших возраста 6 лет;
  • 12+ — информация для детей, достигших возраста 12 лет;
  • 16+ — информация для детей, достигших возраста 16 лет;
  • 18+ — информация, запрещенная для детей.

Любая продукция, попадающая под действие закона, должна быть маркирована соответствующим рейтингом, занимающим не менее 5% от площади обложки. Подчеркну, что данное требование распространяется, в том числе на интернет-сайты, фильмы, театральные постановки и любой контент.

Производитель или продавец самостоятельно устанавливает рейтинг продукции. Однако в законе указывается на возможность проведения экспертизы, с одной стороны для подтверждения рейтинга и спокойного сна продавцов продавцов (через пару абзацев станет ясно, почему это особенно важно), с другой стороны —для привлечения их к ответственности.

Чего никогда нельзя показывать детям?

Например, информацию…

  • ...побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • ...способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • ...обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  • ...отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи — вопрос о «семейных ценностях» является открытым и не определенным в законе. Будут ли гонения на лиц, альтернативной сексуальной ориентации в играх, остается только догадываться;
  • ...оправдывающую противоправное поведение;
  • ...содержащую нецензурную брань;
  • ...содержащую информацию порнографического характера.

Теперь разберем, что отнесено к рейтингам 12+ и 16+.

В частности, с  12 лет допускаются эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства). Допустим, но у меня есть как минимум четыре вопроса:

  1. Что делать с играми про Вторую мировую войну и вообще — про войны? Значит ли это, что, пока бои ведутся на территории СССР, в гипотетической игре можно показывать убийство бойцов вермахта бойцами Красной армии, а как только пересечена граница Германии – наоборот?
  2. Что делать с играми во вселенной Warhammer 40 000? Ведь по закону выходит, что убийства и пытки во славу Императора – это нормально, а наоборот –  уже нет? Фанаты Тёмных Эльдар будут сильно опечалены.
  3. Как быть с играми, которые освещают революционную ситуацию, когда прямо противопоставлены интересы общества и государства?
  4. Каким, черт побери, образом во всех перечисленных случаях должно выражаться сострадание к жертвам?

С 16 лет допускается изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику. Похвально желание законодателя защитить детей от ужасов этого мира, но этот пассаж вызывает откровенное недоумение. То есть, с войнами проблем нет, а вот несчастные случаи (к которым можно отнести, например, случайный зомби-апокалипсис) — только для тех, кому уже есть 16?

Что все это значит?!

Все эти противоречия, с высокой долей вероятности, приведут к тому, что большая часть игр будет выпускаться с рейтингом «18+». А это влечет за собой отдельные сложности:

  • При продаже в публичных местах, обложка игры «для взрослых» не должна  содержать никакой информации, запрещенной для детей, то  есть особенности графики, физики тел и крови в военных шутерах никогда не попадут на обложку;
  • Продажа игр с рейтингом «18+» будет возможна не менее чем за 100 метров от границ образовательных, медицинских, спортивных и культурных организаций. Звучит вроде бы разумно, но найти места, которые были бы равноудалены от всех упомянутых учреждений в рамках той же Москвы — неимоверно трудно, если вообще возможно.

Как государство будет контролировать выполнение норм свежепринятого закона — отдельный вопрос. Зато право штрафовать и приостанавливать деятельность неугодных продавцов прописано вполне очевидным образом. Предполагается возможность реагирования Роскомнадзора, а также специальных общественных объединений, которые будут вправе обращаться в надзирающий государственный орган. Вероятно, ситуация не будет контролироваться до тех пор, пока не случится очередной скандал, связанный с игровой индустрией. А после этого стоит ожидать демонстративной реакции с закрытием торговых точек и наложением драконовских штрафов.

Несколько иной представляется ситуация с цифровой дистрибуцией. Возьмем, к примеру, Steam. На странице каждой игры обычно отображается рейтинг, присвоенный европейской организацией PEGI. Используемая ими система частично не соответствует вводимой системе рейтингов, при этом не ясно, будут ли вообще наши власти признавать западные рейтинги и готовы ли представители Valve идти навстречу российским законодателям. Таким образом, несоответствие рейтингов теоретически может вылиться в запрет провайдерам осуществлять доступ к Steam.

Остается лишь надеяться, что профессиональное сообщество пролоббирует необходимые поправки в закон в рамках ближайшей осенней сессии Государственной Думы и не позволит начать его оголтелое применение.

Текст — Дмитрий Цвиркунов, управляющий партнер ООО «Легис Виртус»

На иллюстрации — кадр из фильма «Народ против Ларри Флинта»

Также по теме

Также по теме