0

Большой куш: история игровых краж

Большой куш: история игровых краж

Как известно, игры тоже крадут. И участники этого процесса — не только ваш условный сосед Вася, нарезающий свежий релиз на болванку, или владелец палатки Ашот, продающий в переходе контрафакт. Их крадут со складов заводов, магазинов (пример — недавний случай кражи PS3-версии Resident Evil 6), с рабочих компьютеров журналистов, из рук издателей и даже самих разработчиков. Причем в последнем случае ворам нередко достаются сырые и недоделанные версии, которые никто (кроме самих разработчиков) видеть не должен в принципе. И читать об историях и последствиях таких кражах порой бывает интереснее, чем играть в эти украденные версии. Как раз первое мы вам сейчас и предлагаем.

Half-Life 2

Самая громкая игровая кража века произошла 2 октября 2003 года: 15-летний немецкий подросток и фанат Half-Life Аксель Гембе проник во внутреннюю сеть компании Valve и скачал исходный код игры Half-Life 2, находящейся в разработке почти пять лет. До релиза игры оставалось всего несколько недель, но команда явно не успевала сделать все задуманное в срок — и украденная версия показала, насколько сильно. Аксель проделал все из чистого любопытства и не собирался заработать на краже. Он отрицал, что слил исходный код в интернет сам, но подтвердил, что поделился им с «другим человеком», который заверил Акселя, что не выпустит код из своих рук. Таинственный друг соврал.

Разумеется, исходный код тут же оказался на торрент-трекерах. Разумеется, пираты записали его на диски и выкинули на прилавки. Разумеется, некоторые игроки купили недоделанный и местами неиграбельный полуфабрикат. Уже на следующий день глава Valve Гейб Ньюэлл вывесил на форуме Half-Life 2 обращение к фанатам под заголовком «Нам нужна ваша помощь»; он подтвердил, что украденный код — действительно подлинный и кратко описал свои подозрения по поводу того, как это могло произойти. К расследованию также подключилась ФБР.

Скриншот из ранней версии Half-Life 2: светящаяся гидра, протыкающая солдата, не попала в финальную игру. Также отличается одежда Аликс.

Команда разработчиков Valve, днями и ночами работающая над игрой, была буквально сломлена кражей кода. Один месяц разработки Half-Life 2 обходился Valve в $1 миллион долларов, но дело было далеко не только в деньгах. Никто из команды не знал, что делать дальше.

15 февраля 2004 года Valve получили два письма от наивного хакера — в одном из них он извинялся за проделанный трюк, а в другом просил принять его на работу. Valve назначили ему телефонное интервью, затем второе, чтобы, в конце концов, выманить хакера в США и арестовать. Но ФБР решили действовать по более мягкому сценарию — они связались с немецкой полицией, и та 7 мая 2004 года нагрянула к Акселю домой.

Аксель провел под арестом две недели: вину Гембе в утечке исходного кода в интернет так и не удалось доказать, зато вина во взломе внутренней сети Valve не вызывала сомнений. Немецкий суд поступил с хакером довольно мягко: он назначил Акселю два года испытательного срока — за это время он кардинально изменил свою жизнь: закончил учебу и получил работу в сфере компьютерной безопасности. Если бы Акселя судили в США, взрослеть ему наверняка пришлось бы в тюрьме.

Что до Half-Life 2, то она благополучно вышла 16 ноября 2004 года и продалась почти девятимиллионным тиражом, что сполна компенсировало все убытки от кражи. Правда, в финальную версию игры не попали многие уровни, враги и оружие из украденной беты — видео из нее без труда можно найти на YouTube.

Assassin’s Creed

Крадут игры не только немецкие подростки, но даже сотрудники издательств. Так было, например, в истории с русской PC-версией Assassin’s Creed. Один из работников техподдержки российского издателя «Акелла», получив в руки диск с только-только пришедшей бетой игры, похвастался этим своему другу-студенту. Студент, в свою очередь, убедил друга дать ему диск поиграть, поклявшись заодно, что никому и никогда. «Никому и никогда», видимо, не распространялось на районную сеть, куда он буквально той же ночью образ и слил. До официального релиза PC-версии игры оставалось пару месяцев.

Дальше события развивались в духе программы «Дорожный патруль» — уже на следующее утро этот образ был доступен на всех крупных торрент-трекерах, а «Акелла» в панике пыталась разобраться в ситуации, прогоняя каждого сколь-нибудь причастного к игре сотрудника на детекторе лжи. Ситуация осложнялась постоянным давлением со стороны Ubisoft, которая сама была в шоке от халатности российской компании. Для расследования ситуации были привлечены органы внутренних дел. Спустя несколько месяцев виновника торжества положили мордой на пол прямо в его рабочем офисе и с позором выперли из «Акеллы». Его друг-пират получил два года условно, что стало вполне себе прецедентом для его российских коллег-пиратов, но скорее показательно-легендарным: игры выкладываются на торренты до сих пор, а в тюрьму за это никто не попадает. 

«Акелла», помимо убытков от продаж русской версии, других наказаний не понесла. И дело тут даже не в искусстве российской дипломатии, а в параллельно утекшей из других источников европейской версии игры, которая нанесла компании существенно большие убытки.

Doom 3

Премьерный показ великого и ужасного Doom 3 на выставке E3-2002 ввел в транс всех без исключения: тогда id Software все еще возглавляла гонку технологий в видеоиграх, опережая всех на пару корпусов. Некоторые даже усомнились, что происходящее на экране — чистый игровой процесс: настолько пугающе реалистично все выглядело. Сомнения рассеялись, когда в интернет утекла альфа-версия игры, предназначенная для технического партнера ATI.

После этого случая взбешенный Джон Кармак разорвал всякие отношения с производителем видеокарт, сделав главным техническим партнером их конкурентов из Nvidia. Но ажиотаж было уже не остановить: пираты мгновенно нарезали альфа-версию на болванки и выбросили ее на прилавки рынков и магазинов. Редакции лично знакомы люди, купившие новую видеокарту, лишь бы пройти эти леденящие душу 10 минут. Полная версия Doom 3 вышла спустя почти два года.

Call of Duty: Modern Warfare 3

Примерно за месяц до релиза каждую новую серию Call of Duty непременно крадут. Активность воров с каждым годом только растет: создается впечатление, что это часть спланированной рекламной кампании Activision. Третью часть Modern Warfare по разным данным крали два или три раза. За неделю до релиза игры со склада в Калифорнии украли диск с PC-версией игры. Спустя пару дней калифорнийскую историю кражи переплюнула французская: в пригороде Парижа кто-то совершил вооруженный налет на фургон, груженный готовыми к продаже дисками  MW3. Из фургона пропало 6000 дисков с игрой — примерно 1/5000 от распроданного в итоге тиража.

«S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля»

Самый главный отечественный долгострой на всем пути к релизу окружала куча слухов, скандалов и утечек. Уплывшие несколько раз в сеть альфа-версии каждый раз взрывали русскоязычный интернет — всем очень хотелось посмотреть на обещанный виртуальный Чернобыль. Что интересно, эти ранние сборки довольно сильно отличались от вышедшей в 2007 году финальной игры: в них есть машины, дополнительные области и монстры. Знакомые локации были сильно больше, а система симуляции жизни в Зоне действительно работала , из-за чего развитие событий в игре могло быть совершенно непредсказуемым. Сейчас все эти прототипы, а также созданные на их основе моды без труда можно найти на фанатских сайтах.

Warcraft 3: Reign of Chaos

В июле 2002 года вся игровая общественность с замиранием сердца ждала выхода новой игры от Blizzard. Каково же было всеобщее удивление, когда пиратская версия Warcraft 3 появилась в продаже уже в конце мая. Из-за того, что в начале игры шла короткая обучающая кампания за орков, состоящая всего из двух миссий, многие были уверены — это эксклюзивные глюки пиратской версии. Но когда игра все-таки вышла официально, стало понятно — никакого обмана нет, так и должно быть. Лицензию, впрочем, все равно нужно было покупать — ведь в ней наконец-то заработал мультиплеер через Battle.net.

Manhunt 2

Напасти разной степени тяжести начали валиться на голову Manhunt 2 задолго до финального релиза. Сначала ни одна рейтинговая комиссия мира не захотела выставлять игре возрастной рейтинг ниже 21+ («Только для взрослых»), что автоматически преграждало ей путь на прилавки магазинов. Причина — слишком откровенные сцены насилия, которые создателям пришлось спешно вырезать или ретушировать ради заветного рейтинга 17+. А перед самым американским релизом осенью 2007 года один из сотрудников Sony выкрал «нецензурированную» PS2-копию игры и с радостью выложил ее в интернет. В итоге американские владельцы взломанных PS2 смогли посмотреть на Manhunt 2 за несколько месяцев до ее появления в магазинах, а европейские — за год.

Deus Ex: Human Revolution

Одна из самых громких краж последнего времени произошла в мае 2011 года: в сеть утек десятичасовой преcc-билд горячо ожидаемой Deus Ex: Human Revolution. Украли его итальянские хакеры, которые получили логин и пароль от Steam-аккаунта сотрудника итальянского журнала Giochi per il mio computer («Игры для моего компьютера»), которому игра была прислана сотрудниками Square-Enix. Разумеется, пресс-версия игры сразу же оказалась на торрент-сайтах по всему интернету. Злоумышленников отследили по IP-адресу и привлекли к суду.

Над материалом работали: Игорь Асанов, Андрей Загудаев, Станислав Ломакин, Илья Овчаренко и Александр Трифонов.

Также по теме