0

Ледниковый период: к истории виртуального хоккея

Ледниковый период: к истории виртуального хоккея

Незадолго до старта ЧМ по хоккею в Белоруссии анонсировали NHL 15 — все еще единственный на данный момент полноценный хоккейный симулятор в мире. Его последний конкурент, NHL 2KX от 2K Games, благополучно отвалился несколько лет назад. Еще раньше, в 2008 году EA Sports решили отказаться от выпуска серии NHL на PC. Но мы все еще помним времена, когда симуляторы хоккея выходили по пять штук в год и никто ничего не боялся.

Первая видеоигра — тоже хоккей?

В какой-то степени — да. Речь идет о Pong — вышедшем в 1971 году игровом автомате, который считается первой в истории видеоигрой. Суть Pong в общих чертах действительно напоминала хоккей: разделенное напополам поле, два «вратаря» и летающая между ними «шайба». Единственное, чего не хватало Pong — активных игроков на «поле»; впрочем, в 1971 году заставить двигаться по экрану три объекта уже было достижением мирового масштаба.

Ice Hockey — первый настоящий виртуальный хоккей

Спустя 10 лет после Pong, к началу 80-х, видеоигры успели пройти путь от огромных автоматов до домашних приставок. Спортивные симуляторы быстро взяли в оборот, и уже в 1981 году на Atari 2600 вышла первая настоящая хоккейная игра — Ice Hockey. Два вратаря, два полевых игрока, настоящая площадка с разметкой и летающая по ней шайба. В зависимости от позиции шайбу можно было запустить в 32 направлениях; также ее можно было отбирать, а удары соперника — блокировать вовремя выставленной клюшкой. Среди прочего, у игры была замечательная обложка:

И рекламный ролик, ясно дающий понять, какую истерию у игроков могли вызвать столь шикарные возможности Ice Hockey.

Звезды на льду

Первой хоккейной игрой со звездой «на обложке» был игровой автомат Mike Bossy Scoring Machine (1972) — пинбол, стилизованный под хоккейную площадку с Майком Босси (звездой НХЛ 70-х) в главной роли. Несмотря на впечатляющее оформление, автомат был выпущен в одном единственном экземпляре и сейчас находится неизвестно где.

О лицензировании лиг или команд в играх разработчики еще даже и не думали, решив ограничится отдельными игроками. Первым в 1988 году стал Уэйн Гретцки, подписавшийся на серию хоккейных симуляторов от компании Bethesda — ныне известной скорее по Skyrim или Fallout 3. До 2005 года вышло восемь игр «от Гретцки» выпущенных самыми разными издателями.

Самой примечательной стала Wayne Gretzky’ 3D Hockey для Nintendo 64: помимо яростного игрового процесса там были смачные драки. Из-за того, что игру делала компания Midway, также выпускавшая Mortal Kombat, среди игроков расползлись слухи, что помимо обычных ударов в Wayne Gretzky’ 3D Hockey запрятаны фаталити из Mortal Kombat.

Вслед за Гретцки в мир виртуального хоккея подтянулись Марио Лемье и Бретт Халл, выпустившие свои игры на 16-битных Megadrive и Super Nintendo. Дело происходило в середине 90-х, но уже тогда было ясно, что хоккейные симуляторы имени одного игрока обречены.

EA Sports — it’s in a game

Не все знают, что первой игрой под маркой EA Sports был именно хоккейный симулятор. В 1991 году на Sega MegaDrive вышла NHL Hoсkey, мгновенно ставшая лучшим хоккейным симулятором на тот момент. В игре впервые был использован более удобный вид сверху вниз, в итоге ставший стандартом для всех приличных игр — возможность выбора камеры появится только ближе к нулевым.

Самое главное: EA первыми задумались о покупке лицензии НХЛ. В итоге игроки получили по крайней мере настоящие названия всех команд, хотя вопрос с игроками все еще оставался открытым. Кроме прочего, NHL Hockey была просто отличной игрой. Британский журнал Mega, из которого впоследствии выросли Edge и PC Gamer, поставил ее на второе место в списке лучших игр для MegaDrive всех времен — кажется, ни одной спортивной игре впоследствии такая честь не выпадала.

Второй хоккейной игрой от EA Sports стала NHLPA Hockey '93 — не менее яркий симулятор, где с лицензиями дело обстояло ровно наоборот. Названия команд заменили названиями городов, а за них играли те самые Гретцки, Халл, Лемье и прочие. Третья игра, NHL 94, закрыла все вопросы с лицензиями, после чего EA Sports на долгие годы стала монополистом в хоккейных играх.

Лед и пламя

Агрессивная натура хоккея вдохновила разработчиков игр 90-х на несколько выдающихся боевиков или аркад как бы «про хоккей». Первой на ум приходит Mutant League Hockey — которую, к слову, также сделала Electronic Arts. Помимо мутантов в ней сражались ожившие скелеты, роботы и тролли. Атмосфера на льду была соответствующая, а победы можно было достичь без забитых шайб: одна половина игроков умирала под чужими клюшками, другая проваливалась под лед через дыры неизвестного происхождения.

Более приближенной к реальности, но не менее агрессивной была японская  Ike Ike! Nekketsu Hockey-bu: Subete Koronde Dairantō для 8-битной NES. Название игры может быть вам незнакомо, но под разными именами она продавалась и у нас. Прекрасная хоккейная аркада с прекрасной графикой и искрометным юмором отражала трогательный и в то же время иронический интерес японцев к хоккею.

И все же лучшая?

По этому вопросу есть два мнения. Основное — что все лавры короля хоккейных симуляторов принадлежат EA Sports. В нулевые их гегемонию постарались переломить 2K Sports, но как говорилось в начале, это удалось сделать только на время. Альтернативным же вариантом всегда была Blades of Steel — выдающаяся игра от компании Konami, вышедшая в 1988 году на 8-битной NES. Игра без претензии подавала нам все составляющие отличного и простого как клюшка хоккейного симулятора. Аутентичные правила  — пять игроков, пробросы, драки и пенальти вместо буллитов;  восемь команд — по названиям восьми городов Канады и США; простое управление из двух кнопок. Наконец, дикая для конца 80-х озвучка. Игра встречала задорным криком «Blades of Steel!», а судья вполне четко высказывался по ходу матча — мол, «Faceoff», «Icing» или «Penalty shot!». А чего стоила мини-игра в перерыве перед третьим периодом? Blades of Steel определенно стала первой игрой Konami, доказавшей ее блестящее чутье в разработке не только в боевиках, но и в спорте. Возможно, сегодня именно оно помогает им одновременно делать в своих стенах Metal Gear Solid и Pro Evolution Soccer.

Также по теме