0

Carmac: «Вице-президент Варшавы провел тысячу матчей в World of Tanks»

Carmac: «Вице-президент Варшавы провел тысячу матчей в World of Tanks»

Михал «Carmac» Блихарц стоит у истоков такого явления, как киберспортивная журналистика. В двухтысячных он одним из первых начал освящать киберспортивные турниры на сайте ESReality.com. Сегодня Блихарц руководит Intel Extreme Masters, крупнейшей в мире серией турниров под эгидой лиги ESL. В интервью Михал рассказал Gmbox о том, как сложно организовать большой турнир, почему киберспорту не нужна ни Олимпиада, ни даже новые World Cyber Games. 

Свой путь в киберспорте ты начал с профессии журналиста. Как тебе удалось попасть в ESL?

Когда я писал статьи, я старался уделять внимание как киберспортсменам, так и бизнесу. Давным-давно существовала такая компания — CPL (Cyberathlete Professional League — профессиональная лига по компьютерному спорту, существовавшая с 1997 по 2008 гг. — прим. ред.). Я очень много писал про них — что мне нравится в плане их стратегии и бизнеса, что нет. Спустя какое-то время меня заметил шеф ESL. Он предложил возглавить Intel Extreme Masters, что было для меня большим сюрпризом.   

Насколько сложно организовать и провести турнир масштаба IEM?

Есть проблемы с коммуникацией. ESL работает с различными агентствами по всему миру, которые строят сцену или занимаются исключительно освещением арены и т.д. Например, чтобы построить сцену для большого турнира, нужно три дня. [За это время] нам просто необходимо научить новых людей, которые представления не имеют о киберспорте, как с нами работать. Не припомню такого турнира, чтобы весь этот процесс проходил идеально. Бывало, за полтора часа до соревнований у нас не было интернета, и мы не знали, сможем ли мы запустить трансляцию и начать вовремя.

Carmac никогда не был киберспортсменом: отработав десять лет журналистом, он стал организатором турниров.

Я так понимаю, это и дорого обходится?

Сложный вопрос. В ESL мы придерживаемся правила: тише едешь, дальше будешь. Некоторые конкуренты не умеют распоряжаться средствами. Они тратят больше, чем зарабатывают, но при этом создают много шума. Сам по себе киберспорт пока не очень стабилен. Сегодня один спонсор хочет вкладывать в это деньги, другой внезапно отказывается. Просто потерял интерес, а ты несешь убытки. Мы стараемся не разбрасываться деньгами и приумножать наше состояние.

Какое тогда у киберспорта будущее?

Киберспорт вошел в такую фазу, где все внимание уделяется условно-бесплатным играм. Для киберспорта это очень полезно. Раньше как было: посмотрел турниры по Call of Duty, поиграл в нее первые три месяца, и бросил. Просто потерял интерес, ничего нового не происходит. Так и с остальными играми, которые продаются за деньги. Поначалу вырастают продажи, люди играют, а потом теряют интерес и переходят дальше. Такая модель для киберспорта не подходит.

Ежемесячная аудитория League of Legends насчитывает 67 миллионов игроков. Оценить масштабы ее популярности можно на любом турнире Intel Extreme Masters.

В случае с Dota 2, League of Legends и World of Tanks издателю интересно, чтобы ты как можно дольше оставался в игре. Смотри: ты купил Battlefield 4, и все: вторую такую игру тебе уже не продашь. Но чем дольше ты играешь в League of Legends или World of Tanks, тем больше шанс, что ты еще потратишь на нее деньги. Например, будешь покупать себе новые танки. Киберспорт для таких издателей — помощник. Wargaming.net устраивают турнир, после него в World of Tanks играет больше людей — потому что они хотят быть похожими на лучших, например, на Na'Vi. Да что там, в финале турнира IEM Katowice по Counter-Strike: Global Offensive у нас был рекорд по количеству зрителей.

После закрытия World Cyber Games не осталось ни одного подобного турнира. Насколько реально собрать под одной крышей World of Tanks, League of Legends, StarCraf 2, Dota 2 и CS:GO?

Я думаю, что не стоит этого делать. Когда я пришел в ESL, мы пробовали сделать большую трансляцию, где показывали самые лучшие матчи по разным дисциплинам. Мы заметили, что людям, которым интересен Quake, хотят смотреть только Quake и т.д. Не нужно делать турнир со всеми играми.

Многие говорят, что киберспорт должен стать олимпийским видом спорта. Это реально?

Реально, но зачем нам это? Я не вижу в этом смысла. Шахматы вот не олимпийский вид спорта, но существуют они дольше, чем остальные игры, и при этом популярны. Да, я рассматриваю киберспорт как спорт, но его не нужно мешать с классическими видами спорта.

Кроме киберспорта Кармак почти всю жизнь занимается дзюдо. На этом фото примерно десятилетней давности поляк отрабатывает прием на Антоне Синьгове, более известном как Cooller, на тот момент - лучшем игроке мира в Quake 3.

Как изменить мнение взрослой аудитории по поводу игр вообще и киберспорта в частности?

Я думаю, они сами заметят со временем, что киберспорт и игры существуют не только для детей. Ты знаешь, что вице-президент Варшавы сыграл тысячу матчей в World of Tanks? В Катовице один политик играет в StarCraft 2 и Hearthstone: Heroes of Warcraft, недавно играли вместе с ним. Политики и прочие важные персоны понимают, что это здорово и интересно. Они стараются поддерживать киберспорт. Посмотри на аудиторию, которая пришла посмотреть на гранд-финал Wargaming.net League. Здесь не только подростки, но и взрослые люди с детьми. Мне кажется, должно пройти время, прежде чем этот стереотип будет разрушен.

Также по теме

Также по теме