0

Школа рыцарства: 15 лет Ultima Online

Школа рыцарства: 15 лет Ultima Online

Ровно пятнадцать лет назад появилась на свет Ultima Online, а вместе с ней MMORPG стали действительно массовым развлечением. Ностальгировать по этому поводу как-то не хочется: кто застал те времена, их уже никогда не забудет, а прочие не поймут. В юбилей бабушки всех онлайновых ролевых игр хочется поговорить о кое-чем другом. О Кодексе Бесконечной Мудрости, например.

Сериал Ultima, запущенный еще в 80-е, изначально не был склонен к морализаторству: первые две части были совсем примитивными — убивай монстров, пока не доберешься до главного гада, а в третьей ничего не стоило вломиться в город, обчистить все дома и перебить стражников, пытающихся вам помешать. Ситуация изменилась, когда глава студии Origin Ричард Гэрриот получил официальное письмо от какой-то сатанинской секты, поблагодарившей его за пропаганду дьявольских ценностей через свои игры.

В Origin письмо восприняли серьезно и решили, что популярность Ultima нужно использовать, чтобы дать чертовщине бой и воспитать молодежь, как положено. Origin  —  компания английская, действие Ultima происходит в вымышленном королевстве Британния, так что за основой для игрового кодекса чести далеко ходить не пришлось  — ей стал институт рыцарства.

В итоге, начиная с четвертой части, для Ultima была придумана уникальная, до сих пор нигде не повторенная фабула. Обычно RPG ставят героя перед фактом: он по умолчанию Избранный (кем и почему — не объясняют) и должен убить того-то, чтобы спасти мир. В Ultima IV (ремeйк которой сейчас готовит Electronic Arts) задача игрока — пройти череду нравственных испытаний и занять место местного Мессии, Аватара.

Для этого был придуман Кодекс Бесконечной Мудрости — детальная инструкция для юных рыцарей, как вести себя в сложных ситуациях. Сочиняя Кодекс, Гэрриот вдохновлялся средневековым романтизмом, зороастризмом, Библией, Кораном, книгами вроде «Волшебника страны Оз», «Хроник Нарнии» и, вероятно, запрещенными препаратами.

Главная задача игрока в Ultima — словом, делом и мыслью доказать свою приверженность Трем Основам и Восьми Добродетелям. Основы — это Отвага, Любовь и Правда. Добродетели — Честь, Правосудие, Самопожертвование, Смирение, Доблесть, Духовность, Сочувствие и Честность.  Три Добродетели — производные конкретных Основ: Сочувствие — от Любви, Честность — от Правды, Доблесть — от Отваги.

Еще три Добродетели получается из союзов Основ. Например, Правда, смиренная Любовью, дает жизнь Правосудию. Любовь, подкрепленная Отвагой, учит Самопожертвованию. А Честь возможна лишь там, где встречаются Отвага и Правда.  Еще одна Добродетель, Духовность, представляет собой сочетание всех трех Основ. А вот Смирение — вне любых комбинаций Основ, ему в Ultima научиться сложнее всего.

Чтобы изобразить все возможные связи между Основами и Добродетелями, был придуман Символ Кодекса, — что-то среднее между пентаграммой и звездой Давида. Три цветных круга в центре — это Основы. Белая точка между ними  —  Духовность. Внешний круг  —  Смирение. Остальные шесть линий, касающиеся то одного, то двух кругов, — это производные Добродетели.

Кодекс в мире Ultima подкреплен тысячами живописных описаний  — о нем все время говорят персонажи, он лежит в основе многих квестов, и упоминается в любой из книг, коих здесь встречается больше, чем в Baldur's Gate илиThe Elder Scrolls. Ultima — интерактивный учебник по этикету, богословию и домострою.

Со временем система эволюционировала, и появился зеркальный анти-Кодекс, основанный на Трех Пороках и Восьми Грехах. То есть игроку стали предлагать не только проверить себя добродетелями, но и выдержать испытание искушениями. Но в рамках однопользовательских игр серии анти-Кодексом руководствоваться не очень интересно: в Британнии поощряют рыцарей, а не разбойников.

Но в Ultima Online, из-за которой мы здесь сегодня, собственно, и собрались, быть плохим и весело, и выгодно. Многие с этого и начинали. Однако весь фокус в том, что со временем игра... исправляет. Тех, кто прошел все Ultima и уже знаком с Кодексом, быстрее. Прочих — медленнее. Но терпеливо. Педагогично. Ни в одной другой MMORPG никакие внутренние заповеди не действуют. Ultima Online остается резервацией рыцарства уже 15 лет и доказывает, что компьютерные игры могут научить не только плохому, но и хорошему. Даже очень хорошему.

С юбилеем!

Также по теме