0

Рецензия на The Last Express

Рецензия на The Last Express

24 июля 1914 года по маршруту «Париж-Константинополь» отправляется трансъевропейский поезд. Уже в предместьях города его нагоняет мотоцикл, за рулем которого сидит роскошная рыжеволосая женщина. За ее спиной — Роберт Кэт, американец, скрывающийся от французских властей в связи с (несправедливым, конечно) обвинением в убийстве. С грацией прирожденного акробата Кэт прыгает на подножку поезда — внутри у него назначена встреча со старинным другом Тайлером Уитни. Зайдя в купе, Роберт обнаруживает там тело зверски убитого товарища и пустой кофр, в котором, очевидно, хранилось что-то важное. Эта история, начинающаяся не то как похождения молодого Индианы Джонса, не то как детектив Агаты Кристи, называется The Last Express, и она — одна из лучших видеоигр, когда-либо выходивших в свет. Сейчас, когда она вышла на iOS, у вас есть еще один шанс в этом убедиться.

[video:http://gmbox.ru/video/last-express-na-ios]

Игры еще не доросли до того, чтобы по ним нужно было писать учебники истории, но когда это случится, произведение Джордана Мехнера обязательно туда попадет. Эта игра настолько опередила свое время, что до сих пор считанные единицы могут взять установленную ею планку. При этом, с точки зрения механики The Last Express была более или менее обычным рисованным квестом, с одной-единственной особенностью — действие происходило в реальном времени.

Эта, безусловно, новаторская механика меняла многое, но в конечном итоге скорее задавала игре темп, чем давала почву для смелых экспериментов. Случайно обнаруженный труп нужно было прятать с максимальной быстротой, нужных персонажей — встречать в курительном вагоне в строго назначенный час, но игра при этом оставалась хоть и нелинейным, но довольно жестко выписанным спектаклем, где каждое неверное или неожиданное движение с вашей стороны оканчивалось настойчивым предложением отмотать время назад и переиграть ситуацию.

В общей же картине механика — не более чем оправа для истории, инструмент, с помощью которого Мехнер разыгрывает эстетский, но при этом очень напряженный и насыщенный детективный сюжет. В The Last Express уместились вещи, которые с трудом уживаются в современных играх: роскошные вагоны первого класса — с пятнами крови на дорогих персидских коврах, сербские террористы — с австрийскими торгашами и наследными принцами, пропитанный духами шарф — и славянский манускрипт, таймер тикающей бомбы — и концерт для скрипки с фортепьяно. Костюмы, манеры, интерьеры, тщательная работа с первоисточником (французы, сербы и русские говорят здесь на чистейшем, соответственно, французском сербском или русском), пижонская графика с применением ротоскопирования… Сыграть в The Last Express — все равно что сходить в Эрмитаж или Третьяковку: даже если ничего в этом не понимаешь, все равно остается ощущение, что прикоснулся к чему-то великому, к истории. И словно в подтверждение этого тезиса в конце игры начинается Первая мировая война.

Первая мировая война остается в игре за кадром, но ее предчувствие разлито в воздухе густым, удушающим ароматом крови. Аннушка, как говорится, уже разлила масло, а эрцгерцог Франц Фердинанд уже застрелен в Сараево студентом Гаврилой Принципом.

Джордан Мехнер раньше других понял, что отделяет кино от игр, а игры — от произведений искусства. Если бы у него на руках была только концепция квеста в реальном времени — ничего бы не вышло (это убедительно доказывает позабытый сегодня проект «Мор. Утопия», в котором использовался тот же художественный прием). Если бы его хватило только на эстетские цитаты — ничем хорошим дело не кончилось бы: сколько мы видели этих квестов с историческим уклоном! Но Мехнеру удалось найти идеальный баланс между смысловой частью и механикой — и это породило абсолютно новый опыт, который нельзя получить никаким иным путем, кроме как сыграв в The Last Express.

Тогда, в 1997-м, история закончилась довольно печально: проект провалился в продажах, а расстроенный Мехнер, в итоге, ушел в киноиндустрию. Но сегодня, когда на лавры самого титулованного игрового режиссера претендует Дэвид Кейдж — пожалуй, лучшее время, чтобы познакомиться с The Last Express (или даже просто освежить воспоминания). Даже постаревшая на 15 лет, эта игра все еще способна показать, насколько умными, прекрасными и необычными могут быть видеоигры. Вспомните об этом, прежде чем посмотреть новый ролик из Call of Duty: Black Ops 2.

P.S. Всю дорогу мы намеренно избегали разговоров о качестве портирования — чтобы не нарушать серьезность момента. Если вам интересно — портирована игра вполне пристойно (для самых маленьких есть встроенные подсказки), хотя случаются неприятные баги: так, на первом iPad игра неадекватно реагировала на неожиданный перевод планшета в спящий режим — отказывалась проигрывать диалоги. Но даже если бы на экране каждые сорок секунд возникала бы голая задница Джигурды, это все равно было бы недостаточным поводом, чтобы проигнорировать The Last Express.

Также по теме