1

Все страньше и страньше. Рецензия на D4

Все страньше и страньше. Рецензия на D4

D4: Dark Dreams Don't Die — очень странная игра. Это главное, а возможно и единственное, что необходимо знать о новом проекте японской студии Access Games. За те четыре часа, которые отнимет у вас D4, вы успеете и возненавидеть ее, и полюбить. Но самое важное — вы, скорее всего, не поймете ровным счетом ничего, и захотите запустить игру снова сразу же после финальных титров.

Жена главного героя, частного детектива Дэвида Янга, погибла при невыясненных обстоятельствах. Точно известно, что ее убили, но кто, как и зачем, остается загадкой. Единственное, что помнит сам Дэвид о произошедшем — последние слова жертвы: «Найди D». Этим он и занимается уже достаточно продолжительное время, хотя официальное расследование давно зашло в тупик. Особенность в том, что после случившегося детектив получил возможность перемещаться во времени, используя предметы, имеющие прямое или косвенное отношение к убийству.

Игра D4 напоминает такие фильмы как «Исходный код» или «Дежа вю», в которых герои также искали зацепки в прошлом, чтобы предотвратить трагедию. Дэвид Янг уверен, что гибели любимой можно избежать; окружающие резонно считают его слегка сумасшедшим. С другой стороны, окружение у детектива то еще. Начнем с того, что в его квартире живет женщина-кошка Аманда. Она ловит мышей, мяукает, царапается и любит сидеть на телевизоре. Периодически в гости к Дэвиду приходит друг Форрест Кайсен, глава оперативной группы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в полиции Бостона. Он заменяет герою домохозяйку, пожирает хот-доги по несколько штук за раз и делится ценной информацией. По ходу расследования вы встретите еще нескольких колоритных персонажей, по которым тоже заметно, что разработчики слегка не в себе.

Созданием D4 руководит талантливый геймдизайнер Хидетака «Swery» Суэхиро. Именно руководит, так как игра не завершена — сейчас доступны лишь пролог и первые два эпизода. На счету Swery самый неоднозначный триллер прошлого поколения консолей, Deadly Premonition, увлекательная история в духе линчевского «Твин Пикса». С D4 ситуация иная. Это не столько триллер, сколько трагикомедия, иногда срывающаяся в чистый фарс. От Линча здесь остались только совы, а вообще все происходящее на экране сильно напоминает лучшие работы Гоити Суды, еще одного авангардиста от мира видеоигр.

Именно поэтому к игре нужно привыкать. Как и любое творчество сумасшедших (в хорошем смысле) японцев, D4 даже не пытается ничего объяснять человеку по ту сторону экрана. Первое время кажется, что игра разваливается на отдельные, никак не связанные между собой куски. Только ближе к середине начинаешь улавливать определенный ритм и понимаешь, что именно так все и должно быть.

Детектив перемещается во времени, проваливается в сон и в чужие воспоминания, бродит по квартире, выполняет необязательные задания, которые помогают лучше узнать героев, и пытается собрать воедино кусочки паззла. Едва ли не каждое действие Дэвида во время расследования имеет смысл. Ближе к финалу каждого эпизода он, подобно Шерлоку Холмсу, объясняет игроку-Ватсону, к чему все это было. Неожиданно понимаешь, что втянулся, и уже не просто ведешь героя к финалу, а сам вместе с ним разгадываешь загадки, как верный напарник.

Пожалуй, единственное, что немного отвлекает от полного погружения в историю D4 — шкала выносливости. Почти каждое действие утомляет Дэвида, и игроку приходится все время отвлекаться на то, чтобы его покормить. Если не сделать это вовремя, то герой просто свалится от усталости, и придется либо переигрывать эпизод с самого начала, либо платить за возрождение. Как и Букер из BioShock, Дэвид ест все, что подвернется под руку. Разве что по мусоркам не шарит. Но и этого иногда не хватает, чтобы восполнить силы. Спасает Аманда, которая всегда готова предложить за умеренную плату самую разную еду.

Игра разрабатывалась специально для Kinect. Кому-то это может показаться удивительным, но управление без контроллера идеально подходит для D4. Это тот самый качественный проект для взрослой аудитории, которого владельцы сенсора ждут последние четыре года. Естественными движениями вы можете открывать двери, отмахиваться от летящих в героя предметов во время боя, двигать ящики и даже пить текилу. Для того, чтобы включить особое «детективное» зрение, достаточно изобразить задумчивость, то есть поднести обе руки к вискам. Пару раз даже нужно немного покричать во время сражения, и это тоже выглядит абсолютно естественно. Управлять D4 можно и при помощи геймпада, но тогда все очарование теряется. Игра превращается в обычный квест с вереницей не слишком изобретательных QTE-сцен, которых полно в какой-нибудь условной The Walking Dead.

Не будем никого обманывать — интерактивная новелла Хидетаки Суэхиро понравится далеко не всем. Судя по всему, даже сама Microsoft, которая издает игру, не очень-то верит в успех. Иначе как объяснить то, что дату выхода проекта объявили лишь накануне релиза, никак не поддержав его ни рекламой, ни хоть сколь-нибудь значимой пиар-активностью. Фанаты уже запустили акцию в поддержку D4, но это вряд ли как-то серьезно повлияет на не очень хорошие продажи. И уже неясно, увидим ли мы вообще продолжение истории Дэвида Янга. А очень хотелось бы — первая часть заканчивается на самом интересном месте, когда в игре начинается полнейший сюр, и очень хочется узнать, что же там дальше.

D4 в продаже для Xbox One. 

Также по теме