2

Обзор фильма «Хардкор»

Обзор фильма «Хардкор»

Когда 70-летний ветеран кинематогрофа Джордж Миллер сделал четвертый фильм о Максе Рокатански — «Безумный Макс: Дорога ярости», — мир содрогнулся. Режиссер снял лучший боевик современности, используя приемы прошлого. Миллер отбросил все ненужное, сократил душевные изливания героев до минимума и отправил нас в двухчасовое побоище, заткнувшее за пояс все боевики последних лет пяти. Наш соотечественник Илья Наишуллер продолжил эту эстафету, сделав немного по-своему: режиссер-дебютант снял кино будущего, используя приемы современности. Он сделал революционный боевик от первого лица — «Хардкор». Помните лучший момент из фильма «Doom»? В «Хардкоре» так же, но многократно лучше.

Сюжет, как и в «Дороге ярости», нужен здесь лишь в качестве катализатора кровавой вакханалии. Он служит инструментом, а не основой фильма. Здесь нет драмы, глубоких персонажей и сложных дилемм. Герой по имени Генри приходит в себя в лаборатории, где его сделали киборгом, после трагедии, забравшей у бедняги пару конечностей, кучу органов, и… жизнь. Жена спасла Генри, но ее похитил Акан — злобный телекинетик в исполнении сильно переигрывающего Данилы Козловского. Собственно, в спасении своей ненаглядной и заключается вся история.

На первый взгляд «Хардкор» прост, но на деле все несколько интереснее. Илья Наишуллер осознал, что мы живем в интересное время. Наш мир уподобился книгам основоположников киберпанка. Гики из изгоев превратились в тренд. Старые индустрии, вроде кино, уперлись в потолок своего развития и ударились в самоповторы. Социум начал задыхаться от вездесущей толерантности, радикального феминизма и страха кого-то оскорбить. Молодой режиссер решил снять кино мечты, где вместо клише и моральных устоев во главе были бы технологические инновации, любовь к видеоиграм, уважение к любимым фильмам детства и наплевательское отношение к запретам. Он захотел воплотить свои увлечения в кино, но поступил не так, как Вин Дизель со своей страстью к DnD в «Последнем охотнике на ведьм». Впрыскиваем «Адреналин» в GTA 5 — получаем «Хардкор».

На создание «Хардкора» у Ильи Наишуллера ушло три года. В съемках поучаствовало немало голливудских звезд, вроде Тима Рота. У одного даже пострадала машина, когда режиссер впал в благородный гнев. Большинство сцен приходилось много раз переделывать, а часть эпизодов вовсе снималась без разрешения властей. Какова история съемок «Хардкора» — таков и сам фильм.

«Хардкор» не только напоминает компьютерный боевик от первого лица, но и активно цитирует лучших представителей жанра, пестря всевозможными отсылками. Уровень в Припяти из Call of Duty, бойня на крыше из Left4Dead, киберпротезирование из Deus Ex: Human Revolution и сюжетный базис XCOM 2 — лишь часть пасхалок, скрытых в «Хардкоре». Создатели не обошли стороной и сам кинематограф, передав привет «Робокопу», «Вспомнить все» и еще десятку-другому культовых картин.

«Хардкор» не только выглядит как шутер от первого лица, но и идентичен им по своей структуре. Сцены меняются подобно уровням, а в конце условных сюжетных глав Генри ждут боссы. Разборки с одними напоминают хардкорный шутер, где каждая пуля несет смерть. Драки с другими, например, с Аканом — отсылки то ли к Wolfenstein, то ли к еще какому-нибудь классическому боевику.

Несмотря на обилие исходных материалов, «Хардкор» не превратился в мешанину пасхалок. Наишуллер пошел на ряд допущений вроде отсутствия географической аутентичности, и потому добился оптимального баланса столпов любого боевика. Динамика не проседает, зритель успевает понять что к чему, шутки всегда оказываются к месту, персонажи не раздражают, а боевые сцены бодрят своей свежестью и постановкой. Самое чудесное не то, что «Хардкор» — бескомпромиссная вещь с рейтингом 18+, а то, что этот фильм — одна из первых ласточек VR-кинематографа.

Илья Наишуллер своим «Хардкором» устроил революцию в кино. Не факт, что она принесет плоды уже в ближайшие годы, но режиссер-дебютант дал истории ход. Он сделал современный «душой и телом» боевик, который наверняка взорвет общественность после мировой премьеры. Захватывающий, реалистичный, злободневный, стремительный, веселый и кровавый — «Хардкор» бросает вызов толерантному социуму и этим он прекрасен.

Также по теме