4

Женский взгляд на The Talos Principle

Женский взгляд на The Talos Principle

Странная ситуация: в декабре 2014-го наш сайт поставил «семерку» (справедливо) довольно необычной игре The Talos Principle, при этом никакой рецензии, да даже просто статьи о ней до сегодняшнего дня не существовало. Мы решили исправить эту оплошность. 

Легенда гласит, что Croteam готовили шутер с головоломками, а потом шутер отменили. Но наработки остались, головоломки вышли заковыристые, выбрасывать жалко. Так и появилась The Talos Principle. Никто не верил, что команда создателей Serious Sam разработает глубокую философскую притчу. А зря! Они не постеснялись нанять опытных и талантливых писателей со стороны, поэтому все сложилось как надо.

В долгих спорах о том, что можно считать игрой, неизменно спотыкаешься о пазлы и выросшие из них жанры. Никакой нелинейности, никакого соревнования, никаких сбалансированных систем: просто выполни набор действий и иди дальше. Где проходит грань между адвенчурой в 3D и интерактивным кино? Чем действие «переместись из пункта А в пункт В» или «открой все ящики и прочти записки» хуже переноски кубиков с места на место? Вероятно, вся загвоздка в сложности. Тут у The Talos Principle все в порядке. Мир состоит из отдельных территорий с загадками. Туториал заботливо проводит с тобой первые полчаса, впрочем, не подсказывая, а просто удерживая на нужном пути, а остальное можно изучать в свободном порядке. Относительно: по мере прохождения выдаются полезные приспособления, без которых не решить загадки на следующих территориях. По традиции на свершения нас вдохновляет голос за кадром. В данном случае мужской и религиозный. Дитя мое, этот мир принадлежит тебе. Окей.

Решаешь головоломки, двигаешься дальше, получаешь кусочек сюжета. Он складывается из речей и оговорок местного бога, из странных эффектов вокруг. То тут, то там стоят одинокие компьютеры, из которых можно выудить обрывки истории мира, а то и поболтать с персонажами в сети. Легкими, но выразительными мазками намечается картина нагрянувшего апокалипсиса. В самой идее нет ничего новаторского, да и игра не концентрируется на леденящих душу подробностях. В общей канве безысходности на первый план выходят люди, их мысли и чувства перед лицом неминуемой гибели. Повествование сплетается из футуристических заметок, красиво обыгранных (и перевранных) мифов павших цивилизаций и бытовых подсказок. Философы разных столетий говорят о том, что беспокоит героев, возможных современников.

И пусть именно философские рассуждения местами наивны и могут быть разбиты аргументами современной науки, пусть многое противоречит реальным опытам: ценен сам взгляд. О чем думает человек, не имея возможности торговаться со смертью? Как готовиться к концу тому, кто не верит в жизнь после? Что может сделать человечество, если ему заведомо осталось недолго? В чём вообще смысл всего? Прекрасная озвучка и дрожащий голос вызывают глубокое сопереживание.

Сильно, тонко, эффектно. Не просто memento mori, а приглашение хорошенько обдумать такой поворот бессонными ночами.

The Talos Principle олдскульна. Сам жанр возвращает к The 7th Guest, бессмертным адвенчурам и замку на холодильнике в «Братьях Пилотах». Свобода перемещения формальна, продвижение идет только при решении головоломок. Немного страданий, немного историй и повторить. К тому же игра реально сложная, а местами и муторная. Сначала добываются сигилы-элементы, потом из элементов собираются пазлы, а там уже открывается доступ к загадке, из которой можно выудить немного информации. Всего десять часов даже с едой и небольшими перерывами, а у меня уже начала дрожать левая рука и неметь правая, потому что мозг от такого напряжения стало немного замыкать. Дабы порадовать опытных геймеров еще немножко, во все углы щедро напиханы пасхальные яйца на все подряд: то на уровень «Майнкрафта» выскочишь, то куб-компаньон найдешь. Бродить по миру приятно. Пусть на цветочки выделили по одному полигону, деревья все равно опознаются как деревья, а пейзажи на заднем плане прекрасны. Погода меняется, иногда и под вашим влиянием, а по углам локаций притаились маленькие тайны. В камерном мире нашлось место пескам и горным вершинам, райским кущам и печальным вымершим долинам снега.

И личных удачных находок полно. Под внимательным взглядом мир вокруг подозрительно дрожит и разваливается на части. Идеи складываются в мозаику и вдруг осеняет, почему ты появился именно здесь и сейчас. Концовок несколько, и самая сложная не означает самую удовлетворительную. Всем условностям есть объяснения. Религиозная тема обыграна со знанием дела, но без лишнего пиетета. Для тех, кого укачивает, есть специальный режим из-за плеча. Десятилетия этого ждала!

Проблемы неожиданно начинаются ближе к концу, когда экспозиция ясна и финиш уже виднеется. Две основных мотивации – удовлетворение от решения загадок и интерес к сюжету начинают друг другу мешать и спотыкаться. Головоломки в определенный момент уже не могут быть сложнее и становятся просто очень длинными и многоэтапными. Сгорая от нетерпения узнать развязку, приходится гнать по приевшимся локациям, блуждать в бессмысленных коридорах, и просто повторять одно и то же по десять раз. То, что было открытием в начале, становится раздражающей рутиной. Проходить с чувством и расстановкой весело, но любопытство подстегивает. Будто назло финальные локации могут потребовать по часу возни.

Portal 3 не получился. При всех неоспоримых достоинствах «Талос» не очень-то ладит с людьми. Работы Valve (и даже моды к ним) сильны и цепляют в первую очередь нарраторикой, новаторским и изящным способом подать сюжет, глубокой интеграцией его в геймплей. The Talos Principle предлагает читать сюжет в вставках. Когда в Portal в самый напряженный момент ломается четвертая стена, и вдруг мир начинает жить по правилам игрока, порождая достоверные и чистые эмоции, The Talos Principle просто разваливается на части. Дурацкие вентиляторы, гексаэдры и подставки стоят на пути к раскрытию тайн, отчаянно упираются во все стены и мешают, а не развлекают. И когда через тернии продираешься к концовке, хочется просто полежать и подумать, а не перепройти в надежде отыскать телескоп и посмотреть на луну. А жаль. Хорошее вышло бы приключение.

Также по теме