СлавКрафт: Святослав Бочаров играет в SOMA | Online

1

Layers of Fear и Californium. Лучшие симуляторы шизофрении

Layers of Fear и Californium. Лучшие симуляторы шизофрении

16 и 17 февраля вышли две внешне разные, но внутренне неожиданно похожие игры: Layers of Fear и Californium. Одна отправляет вас в солнечную Калифорнию 1969-го, а другая — в викторианский особняк из хорроров. Но обе напирают на непростой сюжет, рассказывают о творческом ступоре и погружают в чистое безумие.

В последнее время на нас как из рога изобилия посыпались инди-проекты, которые трудно описать каким-то одним определением, но интуитивно понятно, что идея и подача у них, в целом, общая. Речь идет о Beginners Guide, недавних Witness и Firewatch, а также множестве подобных игр, которые принято иронично называть «симуляторами ходьбы». Но кроме этого у них еще одно важное свойство: они все изначально делались с претензией на роль произведения искусства.

Все эти игры в какой-то мере похожи, но от Layers of Fear и Californium становится даже как-то неловко — настолько много у них общего. Поэтому проще и интереснее будет рассмотреть их вместе, а не по отдельности.

Californium

Californium от французов Darjeeling и Nova Production сразу же привлекла к себе много внимания. Главная причина такого интереса в том, что игра посвящена фантасту Филипу Дику и шизоидным мирам, которые он создал. Здесь альтер-эго Филипа, как и он сам, впадает в тягостный творческий кризис и на фоне увлечения психоделиками самым натуральным образом повреждается умом.

Самое интересное в Californium именно то, как показано погружение в помешательство. Главный герой, Элвин Грин, находится в съемной квартирке в Калифорнии 1967-го. Он пытается написать книгу и внезапно узнает, что его жена уходит навсегда. Двумя годами ранее они потеряли дочь и с тех пор у Элвина были не лучшие времена: у него писательский ступор, а его увлечение аптечными наркотиками и дешевым алкоголем явно не идет на пользу.

Элвин Грин постепенно сходит с ума. Сначала к нему начинает обращаться некий ироничный голос, словно в Stanley Parable, а затем и вовсе надвигается неминуемый коллапс. Писатель видит таинственные знаки, разбросанные тут и там, а затем понимает, что если их задействовать — можно буквально прорвать пространство и время и увидеть альтернативную реальность.

Окна, через которые просвечивают иные миры — неплохая находка, но безумие Грина идет гораздо дальше. Открыв все тайные знаки и столько дыр в пространстве, сколько возможно, он просыпается в новом измерении и уже в нем снова ищет знаки, поле чего опять прорывается в еще одну реальность. И так далее.

Выясняется, что главный герой одновременно страдает от агорафобии, шизофрении и паранойи и это определяет то, какими будут иные миры. Калифорния 60-х из нашей реальности заполнена хиппи, ярким солнцем и рок-н-роллом. Иная, тоталитарная Калифорния, наполнена сумеречным светом, агентами ФБР и устройствами прослушки. Здесь Элвин Грин — не просто писатель, но писатель-патриот, воспевающий прелести режима. И он должен дать показания против жены, чтобы ту отправили на электрический стул.

Элвин находит знаки и здесь, что позволяет ему снова сбежать из реальности. На этот раз в уютный футуристический город под куполом. Но и там существуют дыры в иные измерения. Замкнется ли в конце-концов система и сойдет ли с ума герой — вот главная интрига Californium.

Ну, а главная проблема игры с такой шикарной задумкой — неимоверно дурацкая идея для геймплея; игрок должен находить тайные знаки и активировать их. Проблема в том, что знаки не даются так просто и можно увидеть их только с определенной точки. Вроде бы не так уж плохо, но уже к 3-й главе такое времяпровождение начинает раздражать. Некоторые из знаков вообще появляются на время или только если вы стоите к ним спиной, из-за чего кажутся просто издевательством.

Layers of Fear

Layers of Fear — неклассический хоррор в классических декорациях. Действие происходит в викторианском особняке в грозовую ночь, что не слишком оригинально. Но вот история и подача заслуживают внимания: главный герой, некогда прославленный художник, возвращается в свой уютный дом и понимает: что-то здесь не так; все не такое как раньше — иное и пугающее.

От вас требуется бродить по дому, изучать его и пытаться понять, что именно здесь произошло. Иными словами, концепция, схожая с Gone Home. Но вот чего нет в последней — так это душераздирающего и постоянно прогрессирующего безумия главного героя.

И вот здесь мы снова возвращаемся к Californium, ведь главный герой Layers of Fear — это художник, живущий в затяжном творческом кризисе. И более того: он потерял жену и ребенка и нетрудно догадаться, что тоже начал сходить с ума. Безумие нарастает постепенно и начинается с мелочей, вроде мышиного шороха или странных разводов на окнах.

В какой-то момент герой перестает узнавать собственный дом, откуда-то возникает множество комнат, но больше всего сводят с ума картины. Живопись — страсть главного героя, а его мучения от невозможности дописать труд всей своей жизни не меньше, чем от потери семьи. Портреты, пейзажи и натюрморты висят по всему особняку, и их изменения — одно из самых жутких переживаний игры.

Layers of Fear больше всего напоминает рассказы Эдгара Алана По и трейлер игры не очень хорошо передает ее дух. На самом деле, она не столько стремительная и страшная, сколько тягучая и неспокойная. За всплесками ужаса идет вдумчивое изучение изменившейся и «сломавшейся» реальности.

Что в итоге? «Симуляторы ходьбы» набрали обороты и стали трендом инди-игр. Когда-то многие ринулись делать пиксельную графику или survival, теперь пришел черед долгих прогулок с минимальным геймплеем, но мощными историями. Layers of Fear и Californium — не худшие представители жанра, они стараются взять хорошим сюжетом и атмосферой, но до смешного похожи своими идеями.

Также по теме