4

Myst для аутистов: рецензия на The Witness

Myst для аутистов: рецензия на The Witness

The Witness – игра с великолепной задумкой и аддиктивным геймплеем. Созданная автором Braid, эта игра совмещает в себе пазлы, открытый мир, симулятор ходьбы и изначально на полном серьезе задумывалась как произведение искусства. В общем, игра на любителя: вы или растворитесь в местном мире, или будете в полном недоумении. Других вариантов замечено не было.

В The Witness игрока без объяснения причин и какой-либо истории выбрасывают на странный чарующий остров, который наполнен паззлами. Остров заброшен и все, что вы можете здесь встретить — это правдоподобные статуи, а загадки представляют собой пазлы в виде лабиринтов. Звучит просто, но на самом деле Джонатан Блоу, автор игры, изначально был настроен на то, чтобы поместить игрока в интерактивное произведение искусства. За примитивным, казалось бы, геймплеем скрывается такая шкатулка с секретами и драгоценностями, в которой можно рыться часами напролет.

Геймплей и то, чем здесь вообще можно заняться, и вправду может показаться довольно ограниченным. The Witness – это «симулятор ходьбы», в котором вам предлагают любоваться местным пейзажем, а он здесь и вправду потрясающий. Попутно по острову разбросаны экраны, соединенные во что-то вроде электросети, на каждом из которых вы найдете пазл, позволяющий активировать следующий экран и так далее, до победного конца. При этом нет никакой четкой последовательности прохождения: начинайте с любой локации, уходите, если не получается, и возвращайтесь, когда станете опытнее. Здесь вы никому и ничего не должны.

Сам остров не особо велик, но видно, что весь пейзаж кропотливо собран по пикселю. The Witness можно заранее назвать лучшим поставщиком скриншотов на рабочий стол в 2016-м. Серьезно, здесь можно просто стоять, вертеть головой  и любоваться тем, что видишь, неспешно попивая чаек. Обычно в играх так лучше не делать, поскольку очень быстро станет бросаться в глаза искусственность мира, но здесь все наоборот: чем дольше смотришь, тем больше начинает увлекать пейзаж.

В отличие от Vanishing of Ethan Carter, например, The Witness не пытается быть реалистичной, она больше старается передать впечатления от наблюдения за природой. Довольно быстро становится понятно, что Джонатан Блоу вдохновлен импрессионизмом и живописью вообще, так что пейзажи очень разнообразны и красочны. На такой небольшой площади это было бы проблемой, но локации в этом бесшовном мире размещены очень удачно, видно, что на каждый булыжник или дерево ушла уйма времени. К примеру, вы можете отойти от сверкающего недостроенного храма в пустыне буквально на сто шагов и оказаться в летнем лесу, но переход будет естественным, поскольку они отделены холмом и каменоломней.  

Полыхающий листвой осенний лес, катакомбы под храмом, роща сакуры или недостроенный городок сильно врезаются в память, но прогулки по ним — это еще не все. Все-таки основное развлечение — это разгадка пазлов, которых здесь больше полутысячи. Каждый из них выполнен по одному принципу и представляет собой разные вариации лабиринта, от обычного до осложненного различными заданиями и условиями.

Согласен, звучит не особо впечатляюще, но Джонатан решил пойти на своеобразный челлендж, взяв за основу минимализм и выжав из него все по-максимуму. Условия могут быть банальными, вроде «собрать во время прохождения все точки», или по-настоящему креативными. В основном для прохождения пазла нужна не столько логика, сколько смекалка и наблюдательность. Окружающий мир изобилует подсказками, вроде теней или солнечных бликов.

Во время стрима The Witness на Gmbox было видно, что лабиринты при внешней простоте могут завлечь и даже заставить закипеть мозги у двух взрослых мужиков. На деле дальше все будет еще более запутанно и странно, вроде подсказок, которые дает вам даже не тень, а отражение тени реального предмета в воде. В какой-то момент весь мир начинает казаться огромной подсказкой и надо просто понять — к чему. Видимо, так и задумано.

Чего не было на стриме, так это проблем со звуком, который по какой-то причине оказался слабой стороной всего проекта: у многих  на пк обнаружились проблемы с посторонним треском, шумами и так далее. К тому же, нужно предупредить, что при отличном звуковом окружении в The Witness вообще нет музыки, это и плюс, и минус одновременно.

Немного о поиске глубинного смысла: он здесь определенно есть. Буквально все пропитано философским подтекстом. Мы уже обозревали документальный фильм, где Джонатан Блоу в интервью говорит о том, что Braid просто перенасыщен отсылками и философскими идеями. К сожалению, все приняли игру всего лишь за хорошо сделанный платформер (если честно, я тоже), из-за чего автор был шокирован и невероятно раздосадован.

The Witness не пытается объяснить все напрямую как Talos Principle, тут речь идет о смутных догадках и намеках. Можно, например, сказать, что творящееся тут — это метафора органичного переплетения подсознания, полного яркими мощными образами, и сознания, основанного на ясной логике. Еще здесь явно заложены идеи о ризоме, то есть сети без четкого центра и иерархии. Если вам интересно разгадывать такое, то The Witness увлечет вас на еще более глубоком уровне. Если нет, то не парьтесь, все же это просто отличная игра и в ней нужно развлекаться, а не делать по ней диссертации.

The Witness слишком своеобразна, чтобы понравится всем. Она привязана к неспешным прогулкам и долгому разглядыванию пейзажа, ее геймплей прост и однообразен внешне, зато идеи, наоборот, слишком изощренные, особенно для казуальной игры. Но если вас заденет, то будете вскакивать посреди ночи и нестись к своему пк или консоли, потому что вдруг поняли как пройти тот или иной момент — настолько аддиктивной она может быть.

Также по теме