129

Рецензия на Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

Рецензия на Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

Пролог Metal Gear Solid 5 достоин подробнейшего пересказа, но сейчас кратко. Главный герой Снейк просыпается в больнице после девяти лет, проведенных в коме. Врач говорит «доброе утро», а затем его душат удавкой. Больницу штурмуют вооруженные люди в масках — убивают всех, чтобы случайно не упустить нужного им пациента. Затем появляется летающая девочка в противогазе и мужчина, у которого горит голова; назовем его Огненный чувак. Он впитывает пули, выплевывает их обратно в стреляющих солдат, взмахом руки взрывает вертолет, и тоже преследует Снейка. Снейк удирает, прячась от спецназа под койками. В развязке он и его сообщник (похоже, вымышленный) гонят через шлагбаумы и апокалипсис на машине скорой помощи, их преследует вертолет. Из земли выныривает огненный кит — огненный кит — который в прыжке проглатывает этот вертолет, все многократно взрывается. Из пламени вылетает огненный единорог с огненными крыльями, верхом на котором сидят Огненный чувак и девочка в противогазе. Затем Снейка встречает его старый боевой товарищ, тоже на коне, вывозит его из передряги и рассказывает, что пора в бой, а то девять лет лежал без дела. Затем они едут в Афганистан, в котором как раз идет война — все описанное происходит в 1984 году.

Metal Gear — это magnum opus японского разработчика Хидео Кодзимы, который развивает серию с 1987 года, и фамилия Кодзимы мелькает в титрах чаще, чем Снейк разговаривает. Это большая и дорогая, но очень авторская игра. Давайте сразу проясним несколько моментов. Я не играл ни в одну предыдущую часть, хотя и пытался — что бы ни говорили поклонники сериала, сейчас познание ранних выпусков MGS сравнимо с библиотечным копанием в источниках, написанных языком, на котором уже не говорят. Поэтому я не испытывал никакого пиетета к Metal Gear Solid 5, не давал ей никаких кредитов, но и зла не держал; драма про уход Кодзимы из Konami меня не трогает. Сам автор, похоже, догадался, что новая игра должна быть понятна и тем, кто вообще не в курсе новеллы, поэтому вместо сюжетно выверенного и четко срежисированного боевика сделал игру в открытом мире с кучей заданий, вражеских аванпостов и беготней туда-сюда.

Известно, что предыдущие выпуски Metal Gear Solid злоупотребляли длинными катсценами, отодвигая механику — собственно, игру — на второй план. Пятая часть на 80% состоит из механики: значительная доля действия разворачивается в поле, также нужно управлять базой, которая на заработанные в ходе операций деньги производит новое оружие и амуницию для главного героя. У Снейка есть специальный секретный смартфон, в котором перечислены основные и второстепенные задачи, состояние базы, занятость сотрудников; есть возможность вызвать авиаудар или доставить противотанковые мины прямо на дорогу, по которой проходит маршрут условного патруля.

Задания бывают следующие: Снейк, освободи и эвакуируй ученого; Снейк, взорви пять танков; Снейк, убей трех советских командиров в деревне; Снейк, взорви пять танков, которые едут из одной деревни в другую, по пути освободи ученого, у тебя есть десять минут, время пошло. Как только Снейк приступает к выполнению миссии, игра забывает про открытый мир и меняет правила, ограждая заданную территорию невидимыми рамками, пересечение которых приводит к провалу. Поэтому свобода тут очень условная: есть дороги, и есть горы, по которым нельзя карабкаться, и на задании можно даже не думать о том, чтобы обойти какое-нибудь препятствие по стратегически безопасному радиусу — этого сделать не дадут. Технически Metal Gear Solid — это стелс-экшен, тут нужно ползать по-пластунски, отвлекать и обманывать врагов и прятать их трупы. Но можно этого не делать. Стоит начать стрелять, как выясняется, что практически любое задание куда быстрее взять нахрапом, убить тех, кто больше всех мешает, а потом просто убежать. Причем так можно поступать несколько раз за миссию: дождаться затишья и отключения тревоги за углом, еще раз попробовать по-тихому, снова всех убить и скрыться на своих двоих.

Проблема состоит в том, что морочить себе голову бесшумными комбинациями тактических приемов лень, и вот почему. Исторически стелс-боевики предполагают очень своеобразную сатисфакцию, которой в других жанрах нет. Вы — опасный убийца, о присутствии которого никто не догадывается, в вашем арсенале тонна приколов, которые позволяют изобретательно избавляться от противников и, как правило случайно, создавать своим поведением уникальные сцены и истории. Так должно быть, но в MGS5 этого нет. Вы не можете обрушиться с крыши на голову часовому и воткнуть нож ему в темя. Вы не можете отключить в помещении свет и посеять среди врагов панику. Чаще всего нет никаких альтернатив: в большую часть зданий Снейк ползком проникает через парадный вход, нет простора для маневра и импровизации. Начинается стрельба, и вместе с ней — хаос, сопряженный еще и с весьма специфическим управлением. Об интерфейсе в MGS несколько лет назад точнее всего выразился ирландский комик Дара О’Бриэн, и он ни разу не соврал.  

Покинув место военного преступления, Снейк снова оказывается один на один с открытым миром, в котором нечего делать. Будь то пустыня или джунгли, ситуация везде одинаковая: в типовых постройках лежат ресурсы, необходимые для производства чего-нибудь на базе, аудиокассеты с фрагментами сюжета и песнями — других стимулов исследовать окрестности нет, поэтому в определенный момент желание заниматься этим исчезает.

В Metal Gear Solid 5 все в порядке с визуальной, звуковой и техническими составляющими: работа камеры в постановочных фрагментах происходящего, будто в лучшем из современных телесериалов, как и музыка и вообще вся художественная часть. Но, как и инструменты, которыми Кодзима пользовался в работе над предыдущими сериями (там тоже было то еще кино), эти лекала устареют, и через некоторое время от MGS5 останется очень средний стелс-экшен, от которого, кажется, отсекли то, за что его боготворили фанаты. Можно было бы сказать, что я чего-то не понимаю, потому что не обладаю энциклопедическими знаниями тонкостей общего сюжета Metal Gear, но я не увидел ничего, что вызвало бы у меня вопросы к тем, кто разбирается в серии. Строго говоря, эту игру можно было бы назвать иначе, заодно переименовав всех героев, и от этого ничего бы не изменилось.

Не скрою: я не прошел MGS5 до конца, но провел за ней около 16 часов, играя с перерывами на обед и сон — согласитесь, такого срока достаточно, чтобы понять все про что угодно. За это время я лишь переместился из Афганистана в Африку, и эта нерасторопность, даже статичность игры, может здорово начать действовать вам на нервы. Если вы интересуетесь видеоиграми в общем порядке и не сидите без дела, то на прохождение одной только первой главы Metal Gear Solid 5 у вас может уйти пара недель, в течение которых будет казаться, что игра вообще не двигается с места. Поклонники сериала сейчас начнут заступаться за своего любимого визионера, и это их право — я не берусь заставлять людей разлюбить то, что им дорого. А тем, кто просто любит стелс, MGS5 ничего нового не скажет — кроме фантасмагории, в которую иногда ударяется, лишний раз подчеркивая, что это очень личный проект человека, к которому не был приставлен продюсер, чтобы периодически дергать его за рукав и говорить «давай без этого».

Также по теме