0

Рецензия на Shin Megami Tensei 4

Рецензия на Shin Megami Tensei 4

Релиз Shin Megami Tensei 4 в Японии и США состоялся больше года назад, выход в Европе был отложен в последний момент. По официальной информации — в европейской версии был обнаружен баг, исправление которого потребовало несколько дополнительных месяцев. Это даже на руку фанатам — за это время игра сбросила в цене, и в российском eShop ее предлагают всего за 799 рублей.

Shin Megami Tensei 4 начинается как самостоятельная, не связанная с предыдущими выпусками история вымышленного королевства Микадо. В нем удивительным образом сочетается европейское и японское Средневековье. Микадо представляет собой плавающую в небе гору, а на самом деле – ковчег, полностью изолированный от окружающего мира. Наверху расположилась знать и духовенство, внизу — крестьяне, а что находится на земле под ковчегом — неизвестно. Катакомбы населены демонами, как включить разбросанные по Микадо древние механизмы никто не понимает. Главные герои становятся свидетелями, буквально, разложения общества: запрещенная в Микадо литература (упоминается «Исповедь неполноценного человека» Осаму Дадзая, несколько раз — комиксы) попадает в руки простолюдинам, а те превращаются в демонов. Главные герои участвуют в экспедиции на «грешную землю» — захваченный демонами современный Токио — чтобы найти спасение. Но, как всегда в Shin Megami Tensei, легкого пути здесь нет, и процесс уничтожения мира дойдет до конца.

В прошлом серию могли охарактеризовать две вещи: неоправданно высокая сложность и постоянные заигрывания с религиозными темами, пускай и на уровне имен или действующих лиц. Четвертый выпуск стал в чем-то ближе к поп-культуре, но при этом сумел не растерять ключевых достоинств. Игра стала гораздо проще, но не сильно понятнее современной аудитории. Это по-прежнему визуально простенький и потому ламповый dungeon crawl, по механике напоминающий недавние выпуски Etrian Odyssey. И если по трехмерным локациям герой перемещается с видом от третьего лица, то все битвы проходят с глазу на глаз с расплывающимися на экране 3DS XL спрайтами.

Команду игрок вербует сам: привлекая в свои ряды демонов, чтобы затем «соединять» их в новые виды, отвечающие его требованиям. Здесь невозможно просто хорошо прокачаться, купить лучшую экипировку в магазине и убить босса с двух ударов. Каждый демон обладает определенными сильными сторонами, умеет блокировать или отражать определенные атаки, обладает иммунитетом к статусным заклинаниям. Поэтому команда составляется под нового босса, после победы над которым нужно будет срочно придумывать замену. Здесь невозможен победный марш по подземельям – он обязательно закончится позорным поражением от первого же обычного противника. И да — скиллы, убивающие с одного раза с вероятностью 50 процентов, никто не отменял. Их не нужно пугаться, но нужно знать, как правильно их использовать.

В Shin Megami Tensei 4 логичная и более справедливая по отношению к игроку боевая система, однако для покорения условного «большинства» этого явно недостаточно. Лаконичность повествования игре не к лицу: в куцых диалогах можно встретить множество отсылок к другим выпускам сериала или играм от Atlus, пускай и на уровне полунамеков, которые никто не объясняет. Так, например, в одном из диалогов главного героя называют «новым сыном» и показывают картины апокалипсиса из других частей, называя «прошлые попытки» безуспешными, но при этом связать воедино истории не решаются. Костюм «Демоника» из SMT: Strange Journey никак не связан с самой игрой — он просто есть в SMT 4, потому что люди в Токио «к чему-то готовились». Искусственный интеллект Бероуз выглядит как отсылка к Немиссе из Soul Hackers, но в самой игре известно лишь то, что в Микадо ее считают феей. Несколько раз появляется Стивен из классических SMT, но создается впечатление, что исключительно фансервиса ради — привет, дескать, и пока. Все перечисленное вызывает щенячий восторг, если рассматривать это как фансервис, но все равно обидно, что за упоминанием не стоит никакой идеи.

В довершение всего SMT 4 крайне недружелюбна к тем, кто не готов тратить время просто на поиски новой локации — забытый опыт для всех фанатов JRPG. Карта виртуального Токио срисована с настоящей, но для европейца это скорее дополнительная головная боль. Получая указания в духе «пройди через Синдзюку» приходится лезть на форумы. Ради удобства по городу разбросаны специальные терминалы для быстрого перемещения между важными локациями, но поскольку на карте то и дело встречаются кислотные реки и преграждающие путь разломы, все равно очень много времени приходится тратить на путешествия в никуда в слепой надежде найти выход.

Shin Megami Tensei 4 сегодня — это хардкор. Как и любой другой dungeon crawl, это в первую очередь игра ради геймплея со всеми сопутствующими неудобствами. С ними приходится мириться, как и с необходимостью самостоятельно разбираться в сеттинге и в сюжете. Уникальный, на самом деле, формат видеоигры, который в настоящее время может позволить себе только Atlus.

Shin Megami Tensei 4 вышла в Европе 30 октября на консоли 3DS.

Также по теме

Также по теме