0

Опять тоска, опять любовь

Опять тоска, опять любовь

С выходом Forza Motorsport 4 окончательно завершилось давно назревшее идеологическое разделение в жанре консольных автомобильных симуляторов. В подтверждение этому почти одновременно с релизом «Форзы» японцы Polyphony Digital обновили свой Gran Turismo 5 до версии 2,0, а спустя еще несколько дней наконец-то выкатили в свет давно ожидаемое дополнение с новыми машинами и трассами. Патч самостоятельно загружается при старте игры, а вот за дополнение придется заплатить от $5 до $12 — в зависимости от того, что вы хотите получить.

На наш взгляд, платить стоит только за две трассы — "формульную" Спа-Франкошамп и безымянный ночной картодром, которые в связке стоят те самые $5 (внимание: DLC привязан к вашему PSN-аккаунту и будет работать только у купившего его пользователя). Ведь весь остальной платный DLC-контент — это модифицированные версии уже имеющихся в игре японских машин (сложно придумать что-то нелепее, чем гоночный гибрид «Тойота-Приус»), еще несколько картов в компанию к базовой модели, и совсем уж бесполезные наборы комбинезонов для вашего пилота.

Спустя год это выглядит жалко, особенно на фоне обещаний Казунори Ямаути со временем заменить все конвертированные из предыдущей части «стандартные» машины на богато детализированные премиум-аналоги. Сейчас им всего лишь добавили импровизированный вид из салона, нисколько не меняя уровень детализации. Захочется ли кому-то смотреть на уродцев из эпохи PlayStation 2 еще и изнутри — другой вопрос. Нам почему-то не захотелось.

Для нас выход патча и DLC — всего лишь удобный повод, чтобы спустя год еще раз запустить Gran Turismo 5 и посмотреть, где она окажется по сравнению с почти безупречной четвертой «Форзой». Эти две игры блестяще играют на контрастах: мы уже почти отвыкли от этого громоздкого японского главного меню, больше похожего на пульт управления космическим кораблем. Для того, чтобы зайти в режим карьеры GT5, требуется минут десять разбираться в иконках, захлопывать всплывающие подсказки и толкаться в гараже. И это по сравнению с несколькими лаконичными строчками меню «Форзы».

За стартовые $20 тыс. можно купить только небольшой японский хэтчбэк — мы выбираем канареечный Suzuki Swift и выезжаем на первую DLC-трассу: легендарную бельгийскую Спа-Франкошамп. По сравнению с Forza Motorsport 4 машина как будто стоит на месте — чувства скорости никакого. Тот факт, что наша канарейка идет на пределе возможностей, выдает только рев мотора — да и тот похож скорее на звук электрической швейной машинки. Неубедительная «озвучка» — это вообще давняя беда всей серии, и пятая часть даже после патча вчистую проигрывает «Форзе». Зато звуки аварий, которые раньше были похожи на столкновение двух коробок из под обуви, наконец-то заменили на что-то более-менее правдоподобное.

Но чем дольше едешь, тем больше вспоминаешь, за что вообще стоит любить Gran Turismo. Трасса, по которой мы едем, выглядит настолько живо, что ее асфальт хочется потрогать ладонью — он наверняка окажется горячим и шершавым. Пускай по краям растут очень неказистые двухмерные деревья, а сама территория выглядит слегка безжизненно, но — черт возьми! — в один поворот этой Спа вложено больше труда и любви, чем во все треки Forza Motorsport 4. А поскольку некоторые реальные трассы есть в обеих играх, сравнивать становится еще любопытнее. Один и тот же Нюрбургринг в GT5 и FM4 — это совершенно разная трасса. Дело не только в том, что его модель в «Форзе» содержит тучу грубых геометрических ошибок и не менялась еще со времен первой части на оригинальном Xbox (хотя это тоже много говорит об отношении авторов к работе). Нюрбургринг — это еще и самая опасная трасса в мире: не зря пилоты зовут ее «Зеленым адом». И только GT5 дает в полной мере почувствовать ее опасность.

Когда машина на мгновение отрывает все четыре колеса от земли, в груди слегка холодеет — никто не знает, куда она приземлится на скорости 250 км/час. Когда на полном ходу влетаешь на участок трассы с выпуклым профилем — органы управления становятся предательски легкими: одно неверное движение, и машина летит на обочину. Ничего подобного в Forza Motorsport 4, конечно, нет: там машина идет по трассе с уверенностью автобуса, а любая проблема решается жульнической отмоткой времени назад. Это не значит, что физика в Forza плоха — просто своего «потолка» возможностей она достигает намного раньше.

Gran Turismo 5 в этом смысле — как гениальный музыкальный инструмент ручной работы, возможности которого ограничены только уровнем музыканта. Он дорог, громоздок, непрактичен и не знает, что такое "дружелюбный интерфейс". Для большинства новичков такой будет абсолютно бесполезен — ничему не научатся, только все струны оборвут. Да и зачем, когда есть Forza — точно выверенная, дружелюбная, красивая, разнообразная и полностью лишенная каких-либо шероховатостей. Идеальный продукт холодного разума. В отличие от нее, GT 5 создана командой чудаков, которым действительно важна правильная высота поребриков на «Нюрбургринге», которые готовы делать одну игру шесть лет, и потом еще год неспешно доводить ее до ума. Как покупателям, нам не очень-то по душе такой подход, но без подобных игр мир был бы намного скучнее.

Также по теме