5

Геймификация: как превратить свою жизнь в RPG

Геймификация: как превратить свою жизнь в RPG

Часы, проведенные в MMO-играх, иногда оборачиваются разочарованием. Ночи, убитые на прокачку какого-нибудь темного эльфа, в реальном мире часто приводят к убитому здоровью, «хвостам» в учебе, проблемам на работе и другим печальным последствиям. К счастью, увлекательным игровым механикам есть место и по эту сторону монитора — сегодня самые разные области нашего быта подвергаются так называемой геймификации. Мы выбрали шесть игр, приложений и сервисов, чьи создатели решили превратить наши жизни в RPG.

HabitRPG: менеджер задач с рейдами, квестами и гильдиями

HabitRPG — это смесь менеджера задач и ролевой игры. Допустим, вы в поте лица трудитесь на работе, учебе или дома, а в это время ваш виртуальный персонаж растет в уровнях и получает новую экипировку. Ставить задачи нужно самостоятельно — они делятся на привычки (как полезные, так и вредные; последних нужно избегать), ежедневные рутинные (например, помыть посуду) и другие дела. При этом в приложении работают несколько ролевых механик. Выкурили лишнюю сигарету — герой теряет здоровье. Делаете зарядку каждый день — персонаж становится крепче и получает меньше урона от невыполнения дел.

Сиена Лесли, комьюнити-менеджер HabitRPG:
Многие геймифицированные приложения фокусируются только на одном аспекте жизни — только фитнес, только продуктивность и так далее. У HabitRPG более широкий подход, ведь менять привычки можно где угодно. Некоторые из наших игроков борются с хроническими заболеваниями, другие — занимающие руководящие должности — составляют в HabitRPG рабочее расписание. Мы лишь предоставляем им гибкую платформу и мотивируем к свершениям.

Несмотря на то, что ядром аудитории HabitRPG являются геймеры, 40% наших пользователей не относят себя к ним. Видимо, наша игра подходит каждому, кто ищет веселый способ улучшить свою жизнь.

Для дополнительной мотивации можно объединяться с другими игроками и ходить в рейды на боссов. В таком случае пропуск задач приводит к потере здоровья всех членов группы. Также в HabitRPG есть особые мировые боссы, с которыми дерутся вообще все игроки сразу. Разгильдяи постепенно наполняют шкалу ярости монстра, и в определенный момент он наносит сокрушительный урон всем пользователям игры. Конечно, HabitRPG можно и обманывать, ставя галочки у невыполненных дел, но в итоге вы обманете лишь себя.

В HabitRPG есть и другие ролевые элементы: квесты (тематические серии заданий от разных пользователей), сезонные события, акции с уникальными предметами, питомцы, ездовые животные, гильдии и, конечно, куча разной экипировки. Героя даже можно отправить в таверну во время отпуска — там он не будет терять здоровье, пока вы нежитесь у моря.

EpicWin: аналог HabitRPG с отличным дизайном

Так Фунг, основатель Supermono Studios:
Хотя сначала EpicWin заметили только геймеры, за последние годы мне писали даже старушки! EpicWin также помогал людям с аутизмом и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В ближайшее время я хочу провести научное исследование, чтобы проверить реальный эффект приложения на людей, страдающих от этих расстройств.

Вариация HabitRPG от студии Supermono, образованной выходцами из Lionhead (Black & White, Fable). EpicWin — гибрид органайзера с ролевым приключением: когда вы убираете квартиру или выполняете другие дела, ваш герой бежит вперед по фэнтезийному миру и вскрывает сундуки в поисках добычи. Каждая задача прокачивает определенные характеристики персонажа (силу, интеллект, выносливость и так далее) и имеет свою сложность. Как и в HabitRPG, здесь важно быть честным с самим собой: не считать утреннюю зарядку невероятным подвигом и не наполнять список задач очевидными делами типа чистки зубов.

Хотя EpicWin и кажется чересчур простым в сравнении с HabitRPG, приложение все же стоит попробовать хотя бы ради дизайна от Рекса Коула, который приложил руку к Tearaway и LittleBigPlanet 3.

Classcraft: школьные уроки как ролевая игра

Если взрослые еще могут свыкнуться с мыслью, что жизнь — это не рейд в Destiny, то школьники переживают по поводу такой ситуации куда сильнее. Современная система образования — не важно, отечественная или зарубежная — с трудом способна увлечь детей. Хорошие оценки являются слабой мотивацией. Чтобы взбодрить своих учеников, преподаватель физики Шон Янг придумал Classcraft — ролевую надстройку над образовательной программой. Проект привлек внимание прессы и получил финансовую поддержку Канадского фонда медиа.

Андрей Подшибякин, основатель и генеральный директор Insight One:
По Classcraft хорошо видно, что в ее команде нет геймдизайнеров — она, грубо говоря, построена с сильной оглядкой на настольные игры. То есть учитель выполняет функции dungeon master'a и, например, сам распределяет очки опыта и другие бонусы между учениками — это не автоматизированная система. Она будет прекрасно работать до тех пор, пока в процесс не вклинятся фаворитизм, коррупция и другие вещи, иногда случающиеся в школах.

Freemium здесь совершенно некорректен, вреден и опасен — из-за социального неравенства пользователей (точнее, их родителей) многие будут получать слишком много преимуществ, что в корне загубит всю идею. В случае с Classcraft, как мне кажется, единственно возможным форматом монетизации может быть рекламная модель — у игры четко таргетированная аудитория, мечта производителей товаров повседневного спроса. В голову приходят и другие способы непрямой монетизации таких историй, но о них мы раньше времени говорить не будем.

Classcraft работает по трем направлениям: игра повышает мотивацию учеников, учит их командному взаимодействию и контролирует поведение. Каждый ученик создает себе персонажа: воина, мага или целителя. У каждого класса есть уникальные способности: воин может есть на уроке, маг получает дополнительные минуты на экзамене, а целителю разрешено слушать iPod во время контрольной. Некоторые умения помогают всей команде — например, если два воина пойдут в «Лобовую атаку» вместе, их команда сможет сдать домашнюю работу на день позже. Когда ученики выполняют задания, помогают одноклассникам и отвечают на вопросы преподавателя, их персонажи получают очки опыта и растут в уровне, открывая новые способности вроде возможности получить подсказку на контрольной. Плохое поведение и неуспеваемость, в свою очередь, ведут к потере очков здоровья. Ученики, «убившие» своих героев, штрафуются — остаются после уроков или получают меньше времени на проверочных работах.

Classcraft распространяется в трех версиях — бесплатной, freemium и платной. Второй и третий варианты открывают доступ к кастомизации персонажей за игровое золото. В платной версии распределением золота управляет преподаватель, а во «фримиуме» ученики могут покупать его с помощью микротранзакций.

Duolingo: изучение языков с прокачкой навыков

Первое посещение Duolingo навевает воспоминания о Diablo: эти деревья умений ни с чем не перепутать. Правда, вместо некромантии в Duolingo изучают иностранные языки. Навыки здесь куда более практичные — «Спряжения», «Сравнения», «Прошедшее время» и тому подобное. Сделал ряд упражнений, закрепил навык, получил доступ к изучению новых — и так пока все дерево умений не окрасится в золотой цвет.

Каждое выполненное задание приносит опыт, благодаря которому игрок постепенно набирает уровни и получает так называемые линготы, местную валюту. Ее можно потратить на дополнительные языковые модули и тесты, возможность пропускать занятия без обнуления комбо-счетчика, а также на золотой спортивный костюм для совы Дуо, маскота игры. В Duolingo есть и командные развлечения — пользователи сайта вместе переводят статьи из «Википедии» и других ресурсов на разные языки, помогая друг другу. Для дополнительной мотивации в игру стоит позвать знакомых — после того, как я провел неделю на дне таблицы лидеров, сразу трое друзей спросили меня, куда я пропал.

Генеральный директор Duolingo Луис фон Ан считает главными конкурентами вовсе не другие языковые тренажеры (LinguaLeo и Busuu), а мобильные развлечения вроде Candy Crush Saga. В интервью The Next Web он отметил, что чаще всего Duolingo запускают в свободное время, чтобы провести его с пользой. Также Луис намерен пошатнуть авторитет тестов TOEFL и IELTS — летом в Duolingo открылась программа Test Center, где можно получить сертификат о знании английского языка всего за $20 (для сравнения, получение TOEFL в России стоит $250). Сейчас компания добивается признания Test Center мировыми вузами и работодателями.

Fitocracy: фитнес с двойной прокачкой — реальной и виртуальной

Качать эльфа в какой-нибудь MMORPG может быть куда веселее, чем жать штангу в зале. Основатель Fitocracy Брайан Вэнг понял это, когда в очередной раз увидел в зеркале тощего паренька, а не ходячую гору мышц. Как раз в это время его друг Ричард Тэленс загорелся идеей превратить фитнес в игру, и в августе 2010 года они вдвоем начали делать Fitocracy.

В этом сервисе вы выбираете понравившуюся тренировку на сайте или в мобильном приложении, делаете ее дома или в зале и получаете очки опыта за успешное выполнение. Последние напрямую связаны с вашим реальным прогрессом — если новичок после десяти отжиманий сразу получает новый уровень, то опытным «фитократам» требуются более сложные и разнообразные программы.

Fitocracy не чужды и другие ролевые развлечения. Например, хороший способ получить побольше опыта — выполнять фитнес-квесты. Они работают подобно достижениям в играх: самостоятельно брать задания не нужно — достаточно выполнять их условия. А для мотивации можно вступать в различные группы по интересам. Их участники не только дают друг другу советы, но и устраивают соревнования. Например, «Короли и королевы отжиманий–2015» уже начали выяснять, кто лучше всех отжимается от пола в разных вариациях. Платный аккаунт Fitocracy Hero также открывает доступ к местному режиму PvP — дуэлям. В них вы выбираете оппонента на сайте и предлагаете ему посоревноваться на ваших условиях: кто дальше пробежит, кто сколько поднимет в жиме лежа и так далее.

Fitocracy — не только игра, но и социальная сеть, и именно поэтому она так хорошо работает. Вас постоянно подбадривают, а вокруг царит соревновательный дух — в итоге регулярные тренировки входят в привычку, а внешняя мотивация становится внутренней.

NikeFuel: «топливо» как очки опыта

Ролевые игры автоматически подсчитывают успехи: зарубил орка — получил 300 очков опыта, дракона — 2000, и так далее. Моментальная обратная связь держит в тонусе и подталкивает к новым свершениям. Nike придумала похожую систему для реальной жизни — NikeFuel следит за вашими движениями и сводит их в один показатель «топлива». Вес, пол и возраст пользователя в расчет не берутся — это абстрактная единица измерения физической активности. Фактически, «топливо» — аналог очков опыта.

Nike выстроила целую экосистему вокруг «топлива» — набирать очки можно с помощью браслета Nike+ FuelBand SE, часов Nike+ Sportwatch, iPod Nano, приложений-шагомеров для iOS и Android и даже игры Nike+ Kinect Training для Xbox 360. Вся информация собирается в вашем аккаунте, а дальше в дело вступают социальные механики — в Nike+ можно собирать достижениями, соревноваться с друзьями и хвастаться результатами.

Также по теме

Также по теме