8

«Змейка», Stack Attack и Bounce: мобильные игры до эпохи iPhone

«Змейка», Stack Attack и Bounce: мобильные игры до эпохи iPhone

В январе 2007 года Стив Джобс вышел на сцену Macworld Expo и представил публике iPhone. Несмотря на некоторый скепсис публики в отношении новинки, уже тогда было ясно: с приходом Apple на новый рынок изменятся не только телефоны, но и мобильные игры. Что и произошло в июне 2008 года с появлением AppStore. Gmbox вспоминает, во что играли на мобильниках до появления iPhone.

Snake (1997)

В начале была «Змейка». Конечно, игры появлялись на сотовых телефонах и до этого (еще в 1994 году на немецком Hagenuk MT–2000 красовался «Тетрис») но именно Snake для Nokia 6110 показала, что мобильные таймкиллеры способны владеть умами. Простая соревновательная механика — набери больше очков, чем твои друзья — до сих пор используется в современных играх: желание бить рекорды в Crossy Road и Flappy Bird ничуть не угасло со времен Snake.

В 1999 году на Nokia 7110, первом мобильном телефоне с WAP-браузером, дебютировала Snake II. Игра была немного сложнее оригинала: в частности, на уровнях появились заграждения. На 7110 в Snake II был даже локальный мультиплеер на двоих через инфракрасный порт. В России же в эту версию играли на культовых Nokia 3310 и 1100.

Stack Attack (2001)

Главный ответ «Змейке» от Siemens — увлекательный аркадный пазл, впервые появившийся на моделях ME45 и C45. В Stack Attack игрок управлял грузчиком, наводившем порядок на складе. От пользователя требовалось передвигать ящики, падающие сверху: поставил три одинаковых коробки рядом — они исчезли. Первые версии Stack Attack были монохромными, и ящики различались лишь узором сбоку. В 2003 году Siemens начала активно выпускать телефоны с цветным дисплеем (например, модели C60, M55 и S55), на которых присутствовала Stack Attack 2 — копия первой части, но уже в цвете.

Bounce (2001)

Популярный платформер о приключениях красного шарика. Bounce впервые появилась на Nokia 9210 Communicator — прадедушке современных смартфонов, стоившим тогда более тысячи долларов — после чего перебралась на телефоны попроще. Nokia долгое время считала Bounce своей главной мобильной игрой и доверяла ее только лучшим студиям. Например, последние части делала финская Rovio. Bounce Evolution, вышедшая на Nokia N900 в 2009 году, стала последней частью серии.

Botfighters (2001)

Три способа поиграть в старые мобильные игры сегодня
1. Найти современные аналоги игр. Некоторые приложения (например, Tower Bloxx) есть на современных платформах в почти первозданном виде. В Play Market можно встретить фанатские римейки старых хитов вроде Gravity Defied Classic.

2. Раздобыть старый телефон. Например, Motorola E398 продается на Avito всего за 1500-2000 рублей.

3. Поставить эмулятор J2ME. В мобильные игры можно играть и на PC — для этого нужно поставить эмулятор мобильной версии Java, например, KEmulator или SjBoy. Сами игры в формате .jar можно найти в сети — но учтите, что это считается пиратством.

SMS-игры — особое явление мобильной индустрии начала нулевых. Несмотря на невзрачный вид — что-то похожее на ранние текстовые квесты для PC — они открыли дорогу новым идеям, например, геолокационным играм. Botfighters от шведской студии It’s Alive стала первой SMS-игрой, захватившей не только Европу, но и московских абонентов «МегаФона».

Каждый игрок в Botfighters создавал робота, отправлял команду GET на специальный номер и получал заказ на «убийство» определенного человека в городе. Дальше противника надо было выследить с помощью команды SCAN — она подсказывала, как далеко находится враг. Подобравшись к оппоненту поближе (например, проехав пару станций на метро), нужно было написать FIRE — так завязывалась текстовая перестрелка. За победу игра выдавала валюту, которая тратилась на оружие и боеприпасы.

В ноябре 2002 года Botfighters появилась в Москве, и уже к январю набрала более 7000 абонентов — больше, чем в родной Швеции, где игроков было около 6500.

Prince of Persia: Harem Adventures (2002)

Первый хит Gameloft — одного из главных мобильных гигантов сегодняшних дней. Harem Adventures впервые появилась на Siemens SL45i и M50, но была доступна и на других телефонах с поддержкой новой на тот момент технологии J2ME. Правда, там ее уже приходилось покупать через SMS. В первой версии игры не было привычных для «Принца Персии» драк, но в остальном она внимательно шла по стопам классики — ну, насколько это было возможно для монохромного экрана и разрешения 101 на 80 точек.

Впоследствии Gameloft сделала мобильные версии десятков «больших» игр и адаптировала многие голливудские блокбастеры. Особенно красочными получились Java-версии Prince of Persia: The Two Thrones, Splinter Cell: Double Agent и Peter Jackson’s King Kong.

Townsmen (2003)

Мобильный клон The Settlers и главный хит немецкой студии HandyGames. Эта игра — типичный пример того, что при должном старании на мобильные телефоны можно перенести даже самые сложные жанры: управлять лесопилками и шахтами тут надо было на экранчике размером 128 на 128 точек. В последующие годы у Townsmen появилось шесть продолжений, а в 2012-м серия была перезапущена на Android и iOS.

Bluetooth Biplanes (2004)

Конечно, сейчас локальным мультиплеером по Bluetooth никого не удивишь. Но в 2004 все было иначе, и Bluetooth Biplanes стала популярной соревновательной забавой — простенькая с виду аркада о самолетных дуэлях не на шутку увлекала. Элементарная механика таила немало тонкостей — например, сбросив скорость, можно было неожиданно оказаться на хвосте у противника. Впоследствии сетевая игра по Bluetooth появилась во многих других играх, но «бипланы» были первопроходцами.

Pitfall: The Lost Expedition Jungle (2004)

Мобильные телефоны быстро наращивали производительность, а вместе с ней росло и качество игр. Pitfall был ярким и быстрым платформером, достойно смотревшимся на фоне хитов для Game Boy Advance. Герой ловко скакал по джунглям, кидался камнями и искал сокровища — при этом управлять игрой с помощью кнопок телефона было неожиданно удобно. В течение года у игры вышло два продолжения — Glacier и Caves.

Asphalt: Urban GT (2004)

Студия Gameloft умела не только делать игры по лицензиям, но и смело бралась за новые индустриальные тренды. Asphalt: Urban GT поймала волну помешательства на стритрейсинге, запущенную «Двойным Форсажем» и Need for Speed: Underground. Псевдо–3D, дорогущие спорткары, простая механика в яркой обертке — вот и весь рецепт успеха. Со временем серия избавилась от репутации клона Need for Speed — последняя, восьмая часть Asphalt считается одной из лучших аркадных гонок для Android и iOS.

Gravity Defied (2005)

Вирусный хит середины нулевых Gravity Defied показывали друг другу на переменах, уроках и парах, после чего игра моментально обретала новых фанатов. Элементарный по механике мотокросс на поверку оказывался невероятно сложной игрой — на прохождение некоторых уровней уходили дни. После релиза первой версии Gravity Defied шведская студия Codebrew занялась продолжением, которое стало долгостроем. В итоге новая часть вышла только в 2012 году на Android. Также в Play Market можно найти порт оригинальной версии Gravity Defied.

Doom RPG (2005)

Совершенно дикая даже по современным меркам вещь: переложение Doom на механику походовой ролевой игры с прокачкой, поиском оружия и диалогами. Doom RPG родилась как небольшое хобби Джона Кармака — ему было интересно написать движок для мобильной игры. Впоследствии у игры появился сиквел и два, скажем так, духовных наследника — Wolfenstein RPG и фэнтезийная Orcs & Elves.

Tower Bloxx (2005)

Гениальный в своей простоте таймкиллер. В Tower Bloxx игрок строил небоскребы, просто скидывая этажи друг на друга. Быстро растущая конструкция со временем начинала раскачиваться из стороны в сторону и в критический момент падала. Кто построил самое высокое здание — тот и молодец. Tower Bloxx входила в стандартный набор игр на телефонах Nokia Xpress Music, правда, под названием City Bloxx. Версии игры для Android и iOS обновляются до сих пор.

Darkest Fear 3: Nightmare (2006)

Амбициозный хоррор-пазл. Darkest Fear рассказывала историю отца и дочери: он боялся темноты, а она — света. Вместе они шли через город Грим Оук, переставляя источники света и сражаясь с монстрами. Подробный сюжет, два персонажа, изобретательные головоломки, 15 (!) концовок — Darkest Fear отлично смотрелась бы и на домашних консолях.

Игра была сделана студией Rovio Mobile, которая в том же 2006 году выпустила Paid to Kill — впечатляющий стелс-экшен в духе Metal Gear Solid. Как оказалось, такие сложные работы мобильной публике были не нужны. Выпустив 51 игру, в начале 2009 года Rovio Mobile стояла на пороге банкротства, от которого студию спасла Angry Birds.

Бонус: десятка самых популярных телефонов 1997-2007 годов

Siemens A50

Бюджетная модель января 2003 года. A50 стоила 110 долларов и при этом превосходила по возможностям своих предшественников. Литий-ионный аккумулятор, WAP-браузер, Stack Attack — Siemens хватило этого, чтобы продать более 15 миллионов A50.

Nokia 6100

Первый телефон с цветным дисплеем, проданный тиражом более миллиона копий. Nokia 6100 была удивительно легкой для своего времени «трубкой» — всего 76 граммов.

Nokia 1100

Самый популярный мобильный телефон в мире — с 2003 года в мире было продано более 250 миллионов Nokia 1100. Дешевый, прочный, оснащен ярким фонариком и, конечно же, «Змейкой».

Nokia N-Gage

Великое фиаско Nokia — решив конкурировать с Game Boy Advance, компания еще не знала, что ей предстоит соревноваться с Nintendo DS и PSP. Динамик N-Gage находился сбоку — в результате во время разговоров владелец трубки превращался в Чебурашку.

Motorola RAZR V3

Самый красивый мобильный телефон до появления iPhone. Металлический RAZR V3 вышел в 2004 году и был самой тонкой «раскладушкой» того времени — всего 14 миллиметров в толщину. Motorola продала более 135 миллионов RAZR V3.

Motorola E398

Эту модель со стереодинамиками можно обвинить в появлении на улицах неприятных людей, слушающих музыку прямо с телефона. В России E398 полюбили за хорошее соотношение цены и возможностей — вокруг модели даже сплотилось дружное фанатское сообщество, где люди обменивались прошивками и пиратскими Java-играми. 

Sony Ericsson K300

Одна из первых массовых моделей Sony Ericsson. K300 стоила чуть больше 150 долларов и позволяла загружать новые Java-игры. В мире было продано более 15 миллионов таких трубок.

Nokia N70

Первый смартфон, проданный тиражом более миллиона копий. Фронтальная камера, поддержка видеозвонков и 3D-игр, восьмая версия Symbian OS на борту — по меркам 2005 года N70 просто блистала.

Sony Ericsson K750i

Один из лучших телефонов 2005 года. K750i ценили за хорошую камеру с матрицей в 2 мегапикселя. При желании аппарат можно было перепрошить, превратив его в аналог модели W800, выпущенной в 2006 году.

Samsung SGH-E250

Одна из самых популярных моделей Samsung, E250 была сделана в характерном для компании форм-факторе слайдера. Модель славится качеством сборки — по прочности с ней сравнится разве что Nokia 1100.

Также по теме