0

Рецензия на Total War: Attila – Age of Charlemagne

Рецензия на Total War: Attila – Age of Charlemagne

Дополнение о временах Карла Великого стало предсказуемым развитием Total War: Attila: все то же раннее Средневековье, вся та же тотальная война и почти те же самые войска, что и в оригинале. При этом, новая эпоха обладает совершенно иным настроением: на смену апокалипсису и общеевропейской резне приходят каролингское возрождение и пафос строителя империи. Но получилось ли передать все это в DLC?

Карл Великий правил 47 лет, провел 53 военных похода и всю жизнь не слезал с седла боевого коня, объединил три огромных страны: Австразию, Нейстрию и Ломбардию, после чего был провозглашен императором Запада. Защищая окраины своих владений, Карл воевал с саксами, маврами, степняками, бретонцами, славянами и викингами. При этом император еще и вливал огромные средства в развитие науки и религии и провел множество реформ. В общем, такой персонаж и такой сеттинг — идеал для серии Total War. Но воплотить его в жизнь не удалось.

Мир игры Rome II был невероятно разнообразен и предоставлял огромное количество уникальных юнитов, тактик и даже форм правления (вспомните республики Рима и Карфагена). Attila завлекал атмосферой конца света: крушение тысячелетних империй, падение в пропасть дикости и безумия, голод, болезни, грабеж немыслимых масштабов и строительство нового мира из пепла. Age of Charlemagne обещает опыт и сеттинг, сравнимые по размаху, но заявленная история об императоре франков и противостоянии одного великого правителя против всех оказывается пресной и сырой. Все, что по идее должно было развлекать и захватывать дух, не делает этого.

В свое время «Аттилу» безосновательно обвиняли в том, что это — всего лишь DLC к Rome II. В случае с Age of Charlemagne мы действительно будто бы имеем дело с дополнением к дополнению. В идеале он должен был заявить о себе, как о сюжетной кампании в духе Caesar in Gaul и одновременно как о новой карте-песочнице, сравнимой с оригинальным Attila. На деле в полноценном виде не вышло ни того ни другого.

Сюжетная часть сделана вяло, ей недостает ивентов, которые случаются поразительно редко и только в исключительные моменты, вроде захвата Италии или провозглашения императором. Игрока очень неуверенно и неявно ведут историческим путем — получить удовольствие, играя за Карла Великого, можно лишь хорошо зная биографию. К примеру, большую часть своей империи он получил после очень своевременной смерти своего брата, но в игре это никак не обыгрывается — советник лишь предполагает, что родственника можно устранить. Устраивать братоубийство и забирать его земли приходится по своей инициативе и благодаря своему знанию истории, а вовсе не благодаря тому, что к этому подталкивает сценарий.

Как отдельная карта Age of Charlemagne тоже не вызывает восторгов. Безусловно, была проделана довольно серьезная работа, переделан и улучшен ландшафт, а также здания и система развития городов и провинций. Но вот показательный пример: при том, что иконки юнитов сделаны великолепно в стиле средневековых гравюр, а сами новые юниты тоже выглядят неплохо, их разнообразие сведено почти к нулю. Воинов у каждой фракции стало меньше, чем в среднем было в Attila. Фракциям катастрофически не хватает и уникальных юнитов.

Франки, викинги и мавры отличаются друг от друга разве что внешним видом бойцов. Понятно, что это по-своему исторично, но доходит до смешного: одна и та же система набора армий подходит всем без исключения, то же касается и тактики. А ведь эта эпоха стала временем, когда возникло рыцарство в привычном нам виде и конница из маневренных и легких подразделений превратилась в тяжеловооруженную ударную часть армии. Можно было бы показать коренное отличие в тактическом подходе Карла Великого и остальных народов, но и этого мы не увидим.

Кроме того, ощущается недостаток новых игровых механик, которые могли бы сделать DLC уникальным. В Total War: Attila Рим, степные кочевники и варвары-переселенцы обладали уникальными механиками, которые делали игру за каждую фракцию разной. Получить новый опыт в Age of Charlemagne почти не удастся. Главное и лучшее нововведение — это система развития городов и повышение роли религиозных построек. Ощущение хоть какой-то свежести дополнения держится только на ней.

Разработчики обещали нам новый и уникальный сеттинг, и эпоха Карла Великого превосходно подходила для этой цели — вспомните аналогичное дополнение для Crusader Kings II, которое стало едва ли не лучшим во всей истории серии. Здесь же все наоброт: в новом DLC для Total War: Attila слишком мало самобытных черт. Заинтересует оно лишь тех, кто увлечен средневековьем и личностью одного из самых интересных правителей в европейской истории.

Также по теме

Также по теме