0

Рецензия на Batman: Arkham City

Рецензия на Batman: Arkham City

Главная прелесть вселенной Бэтмена заключается в том, что ее довольно трудно испортить. Возможно, дело в персонаже — хмуром миллиардере, который по ночам переодевается в латекс и разделывается со злодеями не лучами смерти из глаз, а кулаками и гаджетами гаражного производства. Возможно, дело еще и в Готэме — пожалуй, самом болезненном из выдуманных городов Америки, где каждый первый — жертва, а каждый второй — преступник или маньяк. Как бы то ни было, такую задумку в принципе сложно испоганить: даже у Джоэля Шумахера, в мерзком «Бэтмене и Робине» были эпатажные персонажи, вроде синего и лысого Арнольда Шварценеггера. И даже у самых нелепых Бэт-игр (у Бэтмена, как и у большинства супергероев, хватает нелепых поделок в этом разделе портфолио) был этот небьющийся козырь: сильные личности на главных ролях и сеттинг, по атмосфере безысходности похожий на заблеванный советский полустанок декабрьским вечером. Настоящая, взрослая история. Супермэну, который, в отличие от Бэтмена, так и не смог вырасти из надетого поверх штанов исподнего, такое и не снилось.

Я — черная моль

Талантливые же люди, прикасаясь к волшебным резиновым ушам Брюса Уэйна, становятся великими: это произошло с Тимом Бертоном, снявшим в 1989 году лучшую на свете Бэт-экранизаию. Это произошло с Джеком Николсоном, который после «Сияния» и до гениальной роли Джокера девять лет снимался в различной ерунде. И сейчас это происходит с вылезшими буквально из ниоткуда Rocksteady Studios.

После оглушительного успеха Batman: Arkham Asylum 2009 года они ведут себя, как стадионные рок-звезды, выходящие на запланированный бис: в Arkham City дают побить почти всех более-менее значимых злодеев (включая Пингвина и мистера Фриза), поиграть за невероятно пластичную, но уязвимую Женщину-кошку, а также свободно исследовать целый район Готэма. Даже если не тратить время на побочные задания и бежать только вперед, прохождение займет никак не меньше 15-16 часов: серьезный результат для современного блокбастера и сложная задача для геймдизайнеров, которым нужно идеально выдержать темп, чтобы никто не заскучал.

Но спешить или скучать здесь хочется меньше всего на свете. Впервые вырвавшись на волю, занимаешься вовсе не разгадкой очередной интриги Джокера, а заворожено осмотришь на то, как мелкий снег падает на развевающийся в лунном свете кожаный плащ Бэтмэна. Или, расправив руки, резко прыгаешь вниз с высоченной крыши собора для того, чтобы свободно облететь полрайона. Как вариант — можно просто прыгать от здания к зданию, цепляясь за них при помощи гарпуна. Или, свесившись с патрульного вертолета, хозяйским взглядом осматривать окрестности. Главное — без крайней надобности не спускаться вниз, на улицы. Ведь Аркхем Сити — это ни что иное, как готическая версия Марьино: отгороженный стенами и патрулируемый вертолетами район-тюрьма для известных преступников, в котором не существует чистых подворотен, а последняя лампочка в туалете была разбита еще при царе Горохе.

Впрочем, основная часть истории разворачивается все-таки в довольно камерных декорациях соборов, заброшенных полицейских участков, больниц, лабораторий, разрушенном метро, канализаций и секретных подземельях старого города. Там все вопросы «куда идти» отпадают сами собой, остаются только вопросы «как». В такие моменты понимаешь, что Arkham City позволяет не просто примерить знаменитый кожаный костюм, она дает почувствовать себя Бэтменом.

Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелой поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет

Я — летучая мышь

В такие моменты все то, что казалось недоработками (вроде неудобной навигации, когда нужно битый час бродить вокруг очередного здания в поисках входа) внезапно обретает смысл, становится понятно, чем Бэтмен отличается от других ряженых дурачков, именуемых супергероями. Бэтмен не тычется носом в стены дома — он проводит расследование, ищет секретный лаз. Бэтмен не шкерится в вентиляции, он, включив рентгеновское зрение, изучает обстановку. Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелый поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет. Но это не значит, что он неуязвим. Герой силен и может раскидать голыми руками любое количество шпаны с битами и арматурой, но он не выдержит даже пары пуль из автомата. Поэтому он действует скрытно, смертоносной тенью пикирует на врагов сзади и не стесняется нечестных приемов — вырубает урок ударом о кирпичную кладку. Будучи лучшим в мире детективом (или играя роль пресыщенного жизнью богатея) Уэйн-Бэтмен остается человеком, который думает, чувствует и не собирается умирать ради геройской бравады. Как Буратино из детской песни, «он не игрушка, он живой»

И это, в первую очередь, заслуга Rocksteady. В недавнем интервью эти люди сравнивали себя с Бэтменом от игровой индустрии, и небезосновательно. Проблема большинства студий в том, что почти у всех есть талантливые программисты, дизайнеры, художники и продюсеры, но мало у кого есть режиссеры. В Rocksteady кто-то явно обладает соответствующим талантом. Игра не только разнообразна, красива и т.д., она идеально выверена во всем, от необязательных внесюжетных встреч до уровня сложности. Едва вы приучите себя включать рентгеновское зрение перед каждой стычкой (очень помогает в бою), как на сцене появятся враги с портативными глушилками, убивающими любую электронику. Только научитесь осознано чередовать две кнопки удара, наблюдая, как Бэтмэн в ритме танца раскидывает врагов — получите противников с мечами, щитами и электродубинакми, против которых старые приемы окажутся уже недействительны.

Как и Джокер, Arkham City знает, когда и где позлить игрока головоломным заданием, а когда — заманить очередным роликом или телефонным звонком. Она откровенно манипулирует игроком, но делает это настолько профессионально, что правила игры принимаешь сразу и безоговорочно. Будь Arkham City чуть проще — безумная магия бы вмиг улетучилась, превратив игру в интерактивную экскурсию по местам боевой славы. Стоит только добавить в нее Бэтмобиль — сразу пропадет все очарование путешествий по крышам города.

Для того, чтобы уничтожить очередную игру с открытым миром, журналисты держат наготове ровно одну претензию, напоминающую лозунг демонстрантов с Триумфальной — «Нет свободы, все линейно». Arkham City действует тоньше — несмотря на ощущение вседозволенности (Пойти на сюжетную миссию или заняться поисками Риддлера? Придушить этих снайперов, или прокрасться мимо них по вентиляции?), все уже и так решено за нас визгливым клоуном. Но знает об этом только сам Джокер.

Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик

Многие современные игры, даже те, кто получает у прессы «восьмерки» и «девятки», хороши частями, но в целом похожи на неудачные генетические эксперименты по клонированию из четвертой части «Чужих»: вроде бы основные части тела присутствуют, но вместо левого плеча почему-то оказывается зубастый рот, позвоночник имеет форму знака «&», а из-под ребер вылезают грыжи. У Arkham City — все на месте: ни один гаджет не пылится без дела, ни одна возможность не оказывается лишней, а любой побочный квест стоит того, чтобы если не пройти его, так хотя бы обратить внимание. Поэтому, продолжая метафору самих Rocksteady, Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик, чьи представления заслуживают только высших похвал.

Как работает Batman: Arkham City?

1 — Все бандиты в игре работают на разных злодеев — эти, судя по наряду, состоят на зарплате у Двуликого.
2 — Каждое помещение и подворотня оформлены с каким-то неземным тщанием — повсюду необязательные плакаты, узоры и секреты.
3 — Все уровни в игре, как правило, многоэтажные и нелинейные: везде есть обходные пути, где можно прокрасться по-тихому.
4 — Четыре врага для Arkham City — это скорее исключение: в некоторых сценах приходится сражаться с толпой из нескольких десятков бандитов.
5 — Бэтмэн по ходу игры может разучивать новые комбо и открывать более сложные гаджеты. Но игра не утомляет прокачкой — участие игрока в этом процессе минимально.

1 — Отсидеться на каменной горгулье — по-прежнему универсальное спасение почти в любом бою. Но со временем враги это поймут и начнут расстреливать горгулий из автоматов.
2 — За летающие над городом патрульные вертолеты можно незаметно уцепиться — получится бесплатное, хотя и неуправляемое такси.
3 — Гарпун цепляется за любое здание и бьет чуть ли не с километровой дистанции — Спайдермэн удавился бы.
4 — Бэтмобиля в игре, к сожалению, нет. По словам Rocksteady, они просто не хотели превращать игру в еще одну GTA.

Также по теме

Также по теме