1

На секретной службе Ее Величества: главные игры про Джеймса Бонда

На секретной службе Ее Величества: главные игры про Джеймса Бонда

Вышедший на этой неделе на российские экраны 24-й фильм «бондианы» — «Спектр» — проигнорировали игровые разработчики. Вспоминая большую часть существующих проектов по кинолицензиям, можно подумать, что, возможно, оно и к лучшему. Тем не менее, если вам все же хочется почувствовать себя британским спецагентом с лицензией на убийство, к вашим услугам целый набор игр, посвященных Джеймсу Бонду.

James Bond 007

В видеоиграх Бонд впервые появился в ту пору, когда на киноэкранах долг Великобритании отдавал Роджер Мур. Начало 80-х — не лучшее время для игровой индустрии вообще и для игр по фильмам в частности: в декабре 1982 года свет увидел кошмарный «E.T.» по мотивам одноименной ленты Стивена Спилберга. Вышедший годом позже виртуальный дебют легендарного шпиона, как и большинство проектов тех лет, также не мог похвастаться особыми достижениями. James Bond 007 был типичным сайд-скроллером. Под управление игрока отводился Aston Martin, на котором нужно было преодолеть четыре уровня, основанных, в свою очередь, на четырях частях «бондианы». Машина свободно перемещалась как по суше, так и по воде, умела прыгать и стрелять.

The Living Daylights

Спустя пару лет индустрия оклемалась, и разработчики вновь в поисках вдохновения обратились к эпопее об агенте. Условный Роджер Мур успел засветиться сразу в двух, различающихся по геймплею играх, посвященных ленте «Вид на убийство» (A View to a Kill) — текстовой адвенчуре и специфичном экшне. После эстафету подхватил Тимоти Далтон, чья карьера в качестве Джеймса Бонда ограничилась двумя фильмами и тремя играми. Первая из них — «Искры из глаз» (The Living Daylights) — была помесью платформера и тира. Нарядный Бонд (белый верх, черный низ) бежал слева направо и отстреливался от наседающих врагов.

Вышедшая следом «Лицензия на убийство» (License to Kill) отличалась большим разнообразием. Сюжетную завязку студия Quixel позаимствовала из одноименного фильма: наркобарон Франц Санчес убивает молодую жену Феликса Лейтера — агента ЦРУ и хорошего друга Бонда. ЦРУшник и лучший шпион МИ-6 отправляются в погоню за Санчесом — пешком, на самолете, грузовике, вертолете и даже вплавь.

James Bond: The Duel

Последняя игра, в которой смокинг 007-го примерял Тимоти Далтон (хотя его лицо можно было разглядеть только на стартовом экране), пользовалась в России куда большей популярностью, нежели ее предшественники. James Bond: The Duel 1993-го года выходила на Sega Mega Drive. Сама игра не была привязана ни к одному из фильмов и  представляла собой солянку из всевозможных клише о Джеймсе Бонде. На протяжении нескольких уровней (корабль, джунгли, шахта и т.д.) игрок спасал заложниц, активировал бомбы и делал ноги. The Duel оставляла очень приятное впечатление, и на то было несколько причин. Яркая графика, незатейливый, но приятный геймплей, персонажи бондианы в качестве боссов, а также занятное звуковое сопровождение — освобождаясь, девушки издавали умильный писк, а сам Бонд при ранении рычал как зверь. Кроме того, у главного героя в его верном «Вальтере» даже заканчивались патроны, и он менял обойму, что по меркам 16-битных игр большая редкость.

GoldenEye 007

В 90-х и начале 2000-х пост на службе Ее Величества исправно нес Пирс Броснан. Фильмы с ирландцем были наполнены запоминающимися экшн-сценами, и игры в этом плане старались не отставать. GoldenEye 007 для Nintendo 64 до сих пор считается лучшей игрой про Джеймса Бонда. Шутер от первого лица, сделанный студией Rare, повторял сюжет оригинального фильма и во многом был революционным по тем временам. Удобное управление, элементы стелса, мультиплеер на четверых человек с разделением экрана — для консольных шутеров GoldenEye 007 был революцией. Как результат: 8 миллионов проданных копий и звание одного из самых знаковых шутеров в истории жанра. В 2010-ом году «Золотой глаз» получил второе рождение — игра выпустили сначала на Wii и Nintendo DS, а затем и на PS3 с Xbox 360. GoldenEye 007 Reloaded получила обновленную графику и геймплей, соответствующий всем современным требованиям, а Пирса Броснана сменил актуальный Дэниэл Крэйг.

007: Nightfire

В вышедшем в 1999 году «Завтра не умрет никогда» (Tomorrow Never Dies) разработчики из Black Ops Entertainment сменили вектор, заданный Rare, и соорудили экшн от третьего лица. Невыразительная стрельба, однообразные локации и страшненькая графика не вызвали воодушевления у игроков. Не желая подмочить репутацию виртуального Бонда, тогдашние владельцы прав на 007-го Electronic Arts дали отмашку на возврат к формату шутера от первого лица. Последующие «И целого мира мало» (The World Is Not Enough), а также полностью оригинальные Agent Under Fire и Nightfire были скроены по схожим лекалам. От серии к серии улучшалась графика, повышалась динамика, отшлифовывался мультиплеер, а в распоряжение «два нуля семь» поступали все новые и новые гаджеты.

007: Everything or Nothing

В прощальном для Броснана Everything or Nothing игрок вновь мог лицезреть легендарного шпиона в полный рост, но EA учли ошибки прошлого неудачного опыта, и на разработку игры были брошены немалые силы. В озвучке приняли участие актеры из бондианы — Пирс Броснан, Джуди Денч (М), Джон Клиз (Q) — а также специально приглашенные Хайди Клум, Шэннон Элизабет и Уиллем Дефо в качестве главного злодея. За сюжет отвечал Брюс Файрстин — один из сценаристов бондианы броснановской эпохи, а к привычному мультиплееру впервые в серии добавился кооператив. Everything or Nothing получила высокие оценки прессы и была тепло принята игроками.

007: From Russia With Love

Распрощавшись с Броснаном, EA неожиданно вспомнили, что лучшим Джеймсом Бондом вообще-то считается Шон Коннери, но у бедолаги до сих пор нет игры про себя. Сказано — сделано. В 2005 году на PS2, Xbox и Nintendo GameCube была выпущена «Из России с любовью» (From Russia With Love). Возвращение в 60-е прошло для Бонда успешно. Экшн от третьего лица сюжетно соответствовал одноименному кинофильму, разве что некоторые сцены привычно увеличились в хронометраже и масштабе, а в арсенале Бонда встречались заимствования из других картин. Например, реактивный ранец из «Шаровой молнии» или одна из главных визитных карточек всей франшизы — винтажный Aston Martin DB5 из «Голдфингера». Сам 007-ой не только выглядел, но и звучал соответствующе — сэр Шон Коннери любезно согласился принять участие в разработке, подарив Бонду свой голос.

Quantum of Solace

Наконец, Дэниэл Крэйг. Первый светловолосый Бонд, герой теперь уже четырех фильмов и трех игр (не считая ремейка GoldenEye). Выпущенный в 2008 году Quantum of Solace объединял в себе сюжеты сразу двух лент — «Казино “Рояль”» и «Кванта милосердия». Разработчики из Treyarch, действующие под патронажем Activision (права на Бонда перешли к ним), наиболее известны, как создатели Call of Duty: World at War и трилогии Black Ops, так что нет ничего удивительного в том, что их игра про 007-го вышла чистокровным шутером. Большую часть времени игрок взирал на происходящее глазами шпиона, но стоило припасть к укрытию, камера тут же перемещалась за плечо главного героя. Игру отличали высокий темп, динамичные перестрелки, разбавленные рукопашными quick time events, ежеминутные взрывы на пол-экрана, а также знакомые голоса в озвучке. Все это не сделало Quantum of Solace безусловным шедевром, но все же выделило шутер из ряда безликих поделок.

James Bond 007: Blood Stone

Разработку следующей игры Activision поручили ныне покойной Bizarre Creations. Гоночное наследие студии (симуляторы «Формулы-1», серия Project Gotham Racing, боевые гонки Blur) не могло не сказаться и на их James Bond 007: Blood Stone. Сцены стрельбы и драк перемежались заездами на катерах и автомобилях, причем, ни в одной из геймплейных составляющих разработчики не схалтурили. Рассказав новую для Бонда историю, вновь написанную Брюсом Файрстином, Blood Stone хоть и не стала хитом продаж, все же заслуженно вошла в список удачных игр про агента МИ-6.
 

007: Legends


 

А вот последовавшей за ней 007: Legends лучше вовсе не стоило появляться на свет. Последняя на данный момент игра про величайшего шпиона величием не отличается — она оказалась провальной по всем параметрам. Шесть разрозненных глав, вдохновленных соответствующими лентами — от «Голдфингера» до «Скайфолла». Унылая стрельба, инертное управление, кошмарная графика, в несколько раз уступавшая даже вышедшему двумя годами ранее экшну от Bizzare. Даже обильный фан-сервис здесь воспринимался скорее как надругательство над серией. От игры плевались даже самые упертые фанаты бондианы, соглашаясь с очевидным фактом: 007: Legends — это проект по фильму в самом худшем его проявлении.

Разумеется, это не все игры про агента на службе британской короне. В разные годы о Джеймсе Бонде выходили point-and-click квесты, аркадные гонки и разнообразные фанатские модификации. К сожалению, 007: Legends — последняя на данный момент «большая» игра, посвященная элегатному шпиону. Тем, кто истосковался по виртуальным приключениям Бонда, стоит попробовать стратегию James Bond: World of Espionage, уже доступную для устройств на Android и iOS. Всем же остальным хотим напомнить: Джеймс Бонд еще вернется.

Также по теме